Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с проблемами в работе двигателя, особенно на автомобиле старше 5 лет. Со временем выходит из строя катализатор и из-за больших пробегов изменяются условия работы двигателя. Начинаются проблемы с расходом топлива, запуском и общей работой. Если раньше автомобили были в эксплуатации десятки лет, то сейчас срок службы серийного автомобиля стремится к минимуму. Это происходит не только по заложенному заводом-изготовителем ресурсу, но и из-за потребительской политики авторынка. Очень сильно влияет на ресурс двигателя так называемые нормы токсичности ЕВРО. Что это такое и зачем нужна прошивка авто под евро-2 — рассказываем в этой статье.
Что такое нормы токсичности Евро
В 1988 году Европейской экономической комиссией ООН был введён единый регламент (Евро-0) с требованиями снизить уровень выбросов окиси углерода, оксида азота и других веществ в автомобилях. Раз в несколько лет требования пересматриваются и вносятся более жёсткие корректировки. Россия же следует стандартам Евросоюза, хотя реализация отстаёт на 7-9 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.
Автопроизводители разрабатывают программы управления двигателем с учётом климата, качества топлива и законодательства той страны, в которой происходит продажа нового авто.
1 января 2008 года ввозимые и производимые в России ТС должны были удовлетворять требованиям стандарта Евро-3, и последняя поправка была внесена в 2014 году — полный переход на стандарт Евро-5. Переход на следующую ступень Евро-6 в ближайшее время не предвидится, и в целом он ужесточает экологию дизельных двигателей коммерческого транспорта.
Зачем прошивать авто под Евро-2?
Прошивка двигателя под Евро-2 необходима для устранения проблем с катализатором. Полноценная прошивка авто Е2 позволяет отключить датчики катализатора и регулирование по ним. Важно понимать что прошивка Е2 не является полноценным чип-тюнингом, потому что:
- прошивка Евро-2 не отключает датчики до катализатора
- прошивка Евро-2 не изменяет топливные карты
- прошивка Евро-2 не изменяет алгоритм оборотов холостого хода
- прошивка Евро-2 не удаляет отсечку
Задача прошивки под Е2 заключается в снятии ограничения на токсичность выхлопа: удалении катализатора, отключении EGR, сажевых фильтров и пр..
Гарантия и техосмотр
Смена экологического стандарта ЭБУ незначительно ухдушает показатели выброса вредных элементов в атмосферу, но существенно изменяет динамику движения в лучшую сторону. Естественно при переходе на Е2 необходимо удалить катализатор или сажевый фильтр. Проблем с прохождением техосмотра не возникает, а дилерская гарантия сохраняется.
Истории наших клиентов
К нам приехали сразу пара Эскалейдов 3-го поколения (GMT 900) российской сборки. У обоих классическая ошибка P0420 — неисправность катализатора. Мы загрузили прошивки ЕВРО-2: без контроля состояния катализаторов. Попутно удалили их и вварили пламегасители.
Кстати, пламегасители бывают разные: некоторые с мембраной для более тихого выхлопа, а некоторые прямоточные — для мягких басовых нот.
Теперь ошибка P0420 больше не будет появлятся. Один из Эскалейдов пожелал улучшить ездовые характеристики, поэтому мы подобрали хорошую прошивку и произвели полноценный чип-тюнинг. Вся процедура заняла около 3-х часов.
Подписывайтесь на нас во Вконтакте!
Мы будем публиковать решения самых актуальных проблем, связанных с электроникой современных автомобилей. А ещё будем размещать информацию о скидках и акциях.
Берём первую запись из поиска драйва и смотрим, что нам обещают:
"После прошивки будет устранён искусственный затуп педали газа, СНИЖЕН РАСХОД ТОПЛИВА, увеличен подхват с низов работы двигателя, обеспечена эластичная работа двигателя во всём диапазоне оборотов, отключена отсечка макс. оборотов, благодаря современному программному обеспечению грамотно откалиброваны топливные карты"
Ну, с затупом педали успешно справляется Jetter. Это я пишу не как диванный эксперт из серии "то же самое, что быстрее педаль нажимать", а как человек который Jetter`ом реально пользовался. Эффект он даёт, а работает чуть сложнее, чем просто усиливает нажатие.
Снижение расхода, вообще, интересно… Замеров, понятно, что нет. Есть субъективные отзывы об этом.
Расход зависит от десятков факторов, среди которых алгоритм формирования смеси в первую десятку не входит. При условии того, что двигатель исправен. А что ещё можно изменить программно?
Про подхват и эластичность хода, крайне спорно. Логов ни у кого найти не удалось. Просто слова. И добавить не чего.
Отключение отсечки, откровенно, веселит. На сколько она у нас на 1.6? Тысячах на шести? Так и вижу, как кто-то наваливает на 1.6 на 5000-6000 оборотах. Ну, вы меня поняли.
Да и топливным картам VAGа у меня не оснований не доверять…
Вообще, про изменения и то что нам они дают уже писал вот здесь, когда пытался от одних прошивальщиков добиться ответа на вопросы о том что они сделали. Кстати, в комментариях Альберт ( dok-silver ) коротко и ёмко написал о том, что даёт чип.
Конкретно для моего блока управления двигателем, рынок предлагает три прошивки:
— Армеев, который гуляет по сети и продаётся по цене от 150 до 1500 рублей, в зависимости от жадности продавца
— Адакт ME2Ji2
— прошивка от "известного калибровщика" имя которого покрыто тайной)))
Это готовые прошивки, которые заливаются в ЭБУ с помощью того или иного оборудования. На фоне чего видятся странным рассказы о том, что "скачали, отправили куда-то, получили и зашили"
Из пяти прошивальщиков с которыми общался ни кто ни куда ни чего не отправляет. Выбирается прошивка из готовых файлов, а если для нужного блока нет, то покупается и сохраняется для дальнейшего использования.
При удалении катализатора, мы залили мне прошивку от Адакта. К сожалению, из-за неисправности выпуска прошивка не прижилась.
И вот здесь началось интересное. Пока у вас залита не стоковая прошивка, пять из пяти СТО разводят руками, когда речь заходит о диагностике. Ярче всего такой отказ продемонстрировал ОД.
И я знаю, что вы сейчас хотите сказать! Нехрена чиповать неисправный автомобиль!
А кто-нибудь из прошивальщиков диагностирует машину перед прошивкой? Правильно. Нет.
Скажу больше. Прошивальщики, не побоюсь этого слова, с мировым именем ставят диагноз "по фото" и предлагают его устранить. Правда, сливаются как только речь заходит о предварительной диагностике.
В итоге, была не лёгким путём залита обратно стоковая прошивка. Понятно, что ситуацию с поведением автомобиля это кардинально не изменило. Как машина не ехала, так и не поехала, но по крайней мере на СТО перестали разворачивать от ворот по ворот, когда просил продиагностировать на предмет обнаружения неисправности авто. Успехов в диагностике оно, правда, не принесло…
Ездить на стоковой прошивке без катализатора, а следовательно с соответствующей ошибкой было как-то не правильно.
Тем более, что стоковая прошивка в диагностике причины нам не помогла. А вместо "у тебя прошивка не сток" мне стали говорить "у тебя ошибка по катализатору".
Мы залили Армеева, которого заливают в более чем половине случаев чиповки. Вместе с Армеевым пришла ошибка:
16384 — SAE — Reserved by Document ISO 15031-6:2005. P0000 — 009 , которая присутствует у всех (?), кто использует данную версию прошивки. Существует мифическая исправленная версия, которую найти ни у кого не удалось, а продать её Армеев отказался по не понятной причине.
Оно, конечно, не мешает, но при любой диагностике мы слышим от диагноста: "О! Ошибка!"
И опять же не правильно оно. Не должно быть ошибок в исправном двигателе.
Кстати, с ошибками этими получается вообще интересная ситуация.
В более менее свободном доступе гуляют две прошивки Армеева. Одна просто модифицированная, а вторая мод с переходом на Евро-2.
Теоретически, отличаются они только тем, что в версии Евро-2 отключена вторая лябда и катализатор. Помимо этого, могут быть отключены адсорбер и СВВ.
Фактически, сравнив бинарники мы видим, что отличие их в том, что определённые области тупо забиты нулями… Нет ни каких обработок событий!
К сожалению, не могу дизассемблировать бинарник. Если кто знает соответствующий плагин под IDA, подскажите, пожалуйста. Но и без этого понятно, что нельзя изменить функционал методом вырезания кусков кода…
Напомню, что вторая лямбда, как и катализатор у нас как-бы программно отключены по зпверениям прошивальщиков. После вышеописанного открытия я в этом засомневался… Загнал машину на яму в гараже у друга и отключил вторую лямбду физически. Подозрение подтвердилось. Состав смеси (лямбда коррекция) после физического отключения лямбды изменился. Вот как так? Как отключённый компонент может работать? Ни как не должен он работать!
На форуме у соседей, нашёл такой вариант, что сначала надо отключать лямбду вторую, а потом шить Армеева. Тогда ошибки не будет.
Дабы подтвердить эту версию залили обратно Адакт. Но заливали, честно скажу, на бегу. Практически на коленке. Не скидывая предварительно ошибок. Тупо подключили кесс. Залили и побежал. Итог: ошибка не ушла…
Предположительно, сейчас имею картину при которой Адакт частично наложился на Армеева. К сожалению, прошивки Адактовской нет, чтобы посмотреть. Если у кого есть Адактовская прошивка, гляньте пожалуйста, как она организована. Это полный бинарник или модификатор? Грубо говоря, она из FF в основном и включает только изменяемые адреса, либо полный бинарник.
По примеру, имеющейся у меня, прошивки от "известного калибровщика" предположу, что это модификатор и после Армеева остались хвосты, чтобы убрать которые надо залить полный сток, а потом накатить Адакт. Что в ближайшее время, обязательно попробую сделать.
Признаюсь честно, то что Евро2 это тупо гашение ошибок, было для меня шоком. Возможно мне так не повезло и в других прошивках иначе, но в тех двух что есть у меня это именно просто гашение ошибок.
При таком раскладе, гашение ошибок за 3000-13000 крайне глупая затея!
Дабы разобраться в данном вопросе (интересно же), обращаюсь к владельцам 1.6 BSE у которых прошито Евро-2:
— посмотрите, пожалуйста, что у нас в 86, 87 группах первого блока? Отображает неготовность компонентов или нет?
— висит ли в памяти 16384 — SAE — Reserved by Document ISO 15031-6:2005. P0000 — 009 ?
— если у кого есть Адакт ME2Ji2 бинарник поделитесь часть кода, чтобы сравнить с Армеевым (всю прошивку не прошу, вечером добавлю сюда диапазон ячеек, которые интересуют)
Зачастую ко мне на блог (да и на канал), приходит очень много вопросов касательно катализатора, а у некоторых читателей в голове есть еще много заблуждений. Одно из них (для примера) — что если удалить эту часть глушителя, то для автомобиля это ОЧЕНЬ плохо, он буквально встанет и откажется ехать! Я решил ответить на все вопросы сразу, поэтому сегодня будем говорить: — стоит ли его удалять или не стоит (какие есть плюсы и минусы такой манипуляции), какой будет расход после вырезания, нужно ли прошивать ЭБУ (и чем это грозит), ну и пару слов про «обманку». В общем будет интересно, как обычно видео версия в конце …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Для чего нужен катализатор
- Выбил катализатор, это плохо для машины?
- Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?
- Расход топлива
- Плюсы и минусы удаления
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
В самом начале хочется сказать — что этот узел НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ВАЖНЫМ для автомобиля, да в меня сейчас полетят «куча камней», мол — что ты такое говоришь, а как же ЭКОЛОГИЯ? Но если откинуть все восклицания «зеленых», то автомобиль без катализатора – будет работать ЛУЧШЕ, РАСХОД будет ниже, ну и немного вырастит МОЩНОСТЬ.
Для чего нужен катализатор
У меня уже есть статья — что это такое, повторять я ее не буду. Вам нужно понять, что катализатор (а по научному каталитический нейтрализатор), нужен только для того, чтобы очистить выхлоп автомобиля от вредных выбросов и сделать их менее вредными.
Простыми словами он очищает вредные газы (причем раскаляясь почти «докрасна») и из вредных CO, CH и прочих соединений выходят «почти» безобидные CO2 и N2, O2. Таким образом, мы хоть немного сохраняем окружающую среду.
Устроен он достаточно просто – это утолщенная труба, которая внутри имеет как бы соты, только длинные и полые. Сделаны они обычно из керамических элементов с напылением благородных металлов (обычно используют металлы платиновой группы — иридий, родий, паладий).
Именно из-за этого стоит он мягко сказать — не мало, от 30 до 150 000 рублей, все зависит от класса автомобиля и его объема.
Чтобы газы из токсичных превратились в менее вредные — температура катализатора должна быть около 750 градусов Цельсия, иначе химическая реакция происходить не будет. Газы которые выходят из двигателя автомобиля имеют температуру примерно 500 – 550 градусов Цельсия (что недостаточно), когда они проходят через катализатор происходит химическая реакция с выделением тепла, таким образом, разогрев как раз такой который нужен (750 – 900 градусов).
Выбил катализатор, это плохо для машины?
Как я писал сверху это просто система экологии, и если ее не будет, то машина наоборот улучшит свои характеристики (мощность, расход). Если сказать просто, то двигателю все равно до этого нейтрализатора, есть он или его нет.
Но почему же на многих машинах, если этот узел вышел из строя (скажем, оплавился, забился или посыпался), начинает гореть CHECK ENGINE и авто начинает вести себя не нормально, пропадает тяга, иногда немного троит, да банально вообще может не запуститься.
И тут друзья все просто. Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Мотор душит сам себя.
Если оплавления нет, но загорелся «ЧЕК» то возможно, от большого пробега он просто износился. В современных машинах есть так называемые датчики кислорода (лямбда зонты), один стоит перед катализатором, другой после и улавливает наличие вредных соединений, если их процент вырос — то вторая (или еще называют нижняя «лямбда») подает сигнал, что нейтрализатор не работает (либо делает свою работу не так как нужно) И ЕГО НУЖНО ЗАМЕНИТЬ. Кстати некоторые машины могут даже не запуститься (дань экологии).
Таким образом — выбивая или удаляя его, вы просто освобождаете выпускной тракт автомобиля от препятствия в виде фильтра и понижаете его экологическую норму. НО ЕЩЕ РАЗ — ЭТО НИКАК НЕ СКАЗЫВАЕТСЯ НА РЕСУРСЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА!
НО чтобы ваш автомобиль нормально ездил вам нужно «прошиться» под пониженный экологический класс (обычно это ЕВРО2) или поставить обманку. Иначе программа в ЭБУ не даст вам нормально ездить.
Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?
Как я написал сверху — второй датчик кислорода (нижняя лямбда) контролирует вредные выбросы. Их количество сейчас жестко регламентируется Европейскими стандартами, которые получили название «ЕВРО», я сейчас не буду рассказывать о ЕВРО «0-1» нас интересует именно второе поколение.
Итак, что такое ЕВРО2. Ввели его давно, а именно в 1996 году. НА тот момент машины получили инновационную систему, а именно катализатор. Как мы все с вами знаем, со временем он может забиваться, да и топливо тогда было не такое как сейчас, в нем было много серы, что способствовало забиванию сот намного быстрее, и как мы с вами знаем, машина начинала душить сама себя. Тогда инженеры установили датчик кислорода, он был всего один, и нужен был для улавливания CO2 в камере перед каталитическим нейтрализатором.
Если уровень CO2 повышался, это косвенно говорило о том — что катализатор забился (то есть проявляется эффект противодавления) датчик посылал эту информацию в ЭБУ и происходила корректировка зажигания, а именно уменьшение подачи топливной смеси. Таким образом, мощность намного падала, машина не ехала и владелец «волей-неволей» должен был ехать на СТО и менять эту запчасть.
НО как мы с вами знаем ценник, мягко говоря — ВЫСОКИЙ, поэтому многие владельцы просто удаляли эти соты и МОЩНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЛАСЬ!
НО как? ДА все просто, уровень CO2 в камере перед нейтрализатором намного падал, датчик кислорода это фиксировал (что все в порядке) и машина ехала бодро и не принужденно. Устраивало это всех, НО ТОЛЬКО НЕ ЭКОЛОГОВ! Поэтому они ввели стандарт ЕВРО3 (сейчас уже существует стандарт ЕВРО5). Что изменилось, да просто появился второй датчик кислорода (нижняя лямбда) за катализатором. Принцип работы здесь такой — первая лямбда (перед фильтром) фиксирует уровень вредных веществ, вторая (после него) должна зафиксировать уровень намного меньший, потому как вредные вещества разложились.
Если вы удаляете соты катализатора, то оба датчика будут фиксировать одинаковые значения («второй» подает информацию в ЭБУ), таким образом — будет гореть CHECK ENGINE, мощность упадет, машина не едет. Теперь это не решает проблему.
Что делается прошивкой под ЕВРО2? Меняется прошивка в ЭБУ, вместо норм ЕВРО3,4, ставятся нормы ЕВРО2. Суть всех этих действий банальна — просто отключаем вторую нижнюю лямбду (остается только одна верхняя), машина начинает ездить как положено, без занижения мощности.
Но такие вмешательства в прошивку не совсем хорошо. Все дело в том, что выпускают их не сами производители, а «народные умельцы», ладно что просто отключается вторая «лямбда», то есть просто корректировка показаний. А может быть этот программист захочет заложить какие-то не понятные алгоритмы в ЭБУ, мотор от этого точно не выиграет. Тут нужно быть очень осторожным.
Поэтому нашли второй выход, и как я считаю, он более правильный – установка обманки. Что такое обманка – по сути это «проставка» перед вторым датчиком кислорода, она как бы отодвигает его на большее расстояние от выхлопных газов, он фиксирует больше кислорода и начинает работать нормально.
Сейчас есть несколько вариантов обманок:
- Пустая. Это просто трубка с очень тоненьким отверстием на конце (та часть, которая вкручивается в глушитель), с другой стороны вкручивается датчик кислорода. Через нее проходит ограниченное количество вредных веществ из выхлопа, нет превышений и поэтому CHECK не горит.
- С мини-катализатором внутри. То есть прямо в «проставке» находятся как бы мини соты, которые также очищают выхлоп именно для фиксирования нормальных значений.
- Угловые. Это оба описанных сверху вида, только они делаются углом под 90 градусов, нужны для сложных мест.
Плюсами обманки, является то — что не нужно лезть в ЭБУ и менять стандартную прошивку, а также цена (выбил соты, накрутил обманку и все, можно уложиться в 3000 – 5000 рублей).
Расход топлива
После того как вы удалили этот фильтр, многих мучает вопрос о расходе топлива – вырастит он или нет? Конечно же — он упадет (так считаю я), кто бы что не говорил. Давайте думать логически — если есть этот фильтрующий элемент он представляет из себя препятствие, которое нужно преодолеть отработанным газам, а соответственно двигатель будет тратить больше усилий чтобы их протолкнуть (расход немного увеличивается). Если этого элемента – НЕТ, то и «отработка» будет проходить намного легче – топливо экономится.
Конечно, не стоит ожидать какой-то глобальной экономии, обычно это около 3% (максимум), но стоит отметить — что расход немного упадет.
Плюсы и минусы удаления
Я подготовил небольшую табличку с плюсами и минусами что будет, если удалить катализатор
МИНУСЫ | ПЛЮСЫ |
Увеличение вредных веществ в выхлопе, снижение экологической составляющей | Не нужно покупать новый катализатор, ведь он стоит очень даже недешево |
Запах выхлопа, становится намного токсичнее, иногда этот выхлоп проникает в машину (неприятно пахнет) | Небольшое увеличение мощности (реально небольшое в уровень погрешности, около 3%) |
Звук выхлопа. После выбивания сот катализатора, желательно ставить пламегаситель иначе будет звенящий звук от пустой «банки» (особенно на высоких оборотах) | Можно установить вместо пустой банки паук 4-2-1 или 4-1, плюс еще к мощности (что говорится на «ровном месте») |
Нужно ставить либо обманку, либо новую прошивку под ЕВРО2 | Снижение расхода топлива (также около 3%) |
Увеличение ресурса силового агрегата, ведь керамическая пыль может попасть в камеры сгорания и преждевременно износить его |
Как видите плюсов немного больше, самый существенный это цена всей этой переделки (удалить будет стоять в разы, если не десятки раз — дешевле).
Сейчас видео версия, смотрим.
В заключении хочется сказать убирать катализатор – СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО именно с точки зрения ЭКОЛОГИИ. Ведь наша планета и так загрязнена, а таким образом вы делаете ее еще грязнее!
НА этом заканчиваю, думаю, этот материал поможет сделать вам правильный выбор. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(143 голосов, средний: 4,71 из 5)