Проверка редукционного клапана делителя
Для проверки редукционного клапана делителя снимите клапан с коробки передач и установите на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 588 – 686кПа (6 – 7 кгс/см²), которое подается на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 4,9кПа (0,05кгс/см²). Проверьте давление выходящего воздуха, которое должно быть 387 – 436кПа (3,95 – 4,4 кгс/см²). При несоответствии давления указанной величине снимите пломбу, выверните пробку 12 (рис.143) и, подбирая необходимое количество шайб 13, отрегулируйте клапан и запломбируйте.
Снятие и разборка крана управления делителем
Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте выверните болты крепления трех воздуховодов, отсоедините кран 1 управления делителем (см.рис.138) от кронштейна опоры 2, выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снимите крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоедините трос от рычага переключателя. Снимите кран управления делителем в сборе и разберите его.
При частичной разборке: выверните болты 2 (рис.144) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промойте детали крана и смажьте рабочие поверхности деталей смазкой 158. Соберите кран управления. Смажьте трос, залив в оплетку троса с помощью масленки 10 – 15 г масла ТСп-15К. При обрыве троса кран полностью разберите и замените трос, для этого отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, отверните накидную гайку 6 и вытяните трос с золотником в сборе из оплетки троса, далее отверните контргайку 1 (рис.145), выверните наконечник 3 троса из золотника 6. Изготовьте новый трос из винтового многожильного каната (сталь 65ГА ГОСТ 3062 — 80) диаметром 1,6 мм по размерам, указанным на рис.145, вставьте новый трос в золотник, вверните наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса относительно золотника 0,1 – 0,3 мм и надежно законтрите гайкой 1. Золотник 6 крана после сборки должен свободно вращаться относительно троса от руки. Соберите кран управления.
Проверка пневмосистемы на герметичность
При проверке пневмосистемы на герметичность определите место утечки воздуха на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА или НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА, прослушайте воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а нажав педаль сцепления до упора, — воздухопроводы системы переключения делителя.
Обнаруженную утечку устраните подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб и неисправных воздухопроводов.
Регулировка зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач
Регулирование зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач проводите при подведенном к пневмосистеме сжатом воздухе и нажатом до упора клапане включения делителя следующим образом:
— снимите пломбы, расконтрите и выверните два установочных винта 1 и 5 (рис. 146) на корпусе механизма переключения передач делителя и снимите крышку 3 смотрового люка;
— переместите золотник крана управления делителем в положение НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА и, вворачивая задний установочный винт 5 до соприкосновения с рычагом, доверните его еще на 1/4 оборота и законтрите контргайкой 4. При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий;
— переместите золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и передним установочным винтом 1 отрегулируйте зацепление, как указано выше:
— через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверьте рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5 – 19мм по центру отверстия в рычаге);
установочные винты 1 и 5 законтрите и запломбируйте.
Регулировка зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения
Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снимите крышку 6 (см. рис. 137), смотрового люка картера делителя. Расконтрите и выверните два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укреплённым на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении, снимите механизм переключения делителя.
Сцентрируйте ведущий вал 2 делителя специальным приспособлением, которое состоит из корпуса с центрирующим устройством и двух зажимных рычагов. Для этого центрирующий конус 9 (рис.147) вставьте во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала не более 0,2мм.
Переместите вилку 14 (см.рис.137) вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечьте зазор 0,3 – 0,6мм, для чего между привалочной плоскостью картера делителя под корпус механизма переключения передач и головкой рычага 16 поместите установочную пластину 2 (см.рис.147) толщиной 0,3 – 0,5мм. Переместите валик до упора головки рычага в пластину. Вверните и законтрите отгибными шайбами болты крепления вилки. Установите на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку 6 (см.рис.137).
Разборка делителя передач
Для разборки делителя передач:
— снимите крышку 6 смотрового люка (см. рис.137), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя;
— выньте ведущий вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, выньте синхронизатор, расстопорьте и выверните болты крепления упорной шайбой подшипника 12:
— выпрессуйте промежуточный вал 11 делителя из подшипника, выньте подшипник 12 из корпуса;
— выверните поданные болты крепления стакана заднего подшипника 10 промежуточного вала и снимите его вместе с подшипником;
— выньте промежуточный вал 11 делителя;
— расстопорьте и выверните два болта крепления вилки переключения передач;
— выньте валик 13 с рычагом 16 и извлеките вилку 14 из картера делителя.;
Управление механизмом переключения передач делителя осуществляется пневмомеханической системой (рис.1), которая состоит из редукционного клапана 4 давления, крана 3 управления делителем, клапана 1 включения делителя и воздухопроводов
Воздух из пневмопривода тормозной системы автомобиля под давлением 620. 750 кПа подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из которого поддерживается постоянное давление 395. 445 кПа.
Давление регулируется прокладками, установленными на корпус пружины.
Кран 3 управления делителем в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршнем воздухораспределителя 6 и перемещает его золотник в одно из двух крайних положений, обеспечивая таким образом подачу воздуха в полость А или Б цилиндра.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя в положение В или Н.
Воздух из редукционного клапана 4 под поршень цилиндра поступает через клапан 1, который открывается в конце хода толкателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении, упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя привода сцепления.
На рис. 2 переключатель находится в положении низшей передачи, шток крана 3 занимает верхнее положение, а сжатый воздух по верхнему трубопроводу подводится к воздухораспределителю 6 и перемещает золотник до конца влево, удерживая его в этом положении. При этом полость А силового цилиндра сообщается с подводящим трубопроводом, идущим от клапана 1 включения делителя, но сжатый воздух туда при включенном сцеплении не поступает.
Для подачи сжатого воздуха в полость А нужно нажать педаль сцепления. При этом упор, установленный на штоке привода сцепления, переместится и нажмет на шток клапана включения делителя.
Сжатый воздух, подводимый к клапану включения от редукционного клапана 4, поступит к воздухораспределителю и далее в полость А. На приведенном рисунке сжатый воздух поступает в полость А силового цилиндра и не сдвигает поршень из крайнего правого положения, сохраняя в прежнем положении рычаг валика переключения передач и включенную низшую передачу в делителе.
Для включения высшей передачи делителя необходимо перевести переключатель в верхнее положение и нажать педаль сцепления, тогда поршень силового цилиндра переместится и продвинет рычаг с валиком и вилкой в другое фиксированное положение.
При обслуживании пневматической системы необходимо:
снять с коробки передач редукционный клапан, установить его на специальный стенд и проверить давление выходящего воздуха, которое должно быть в пределах 4,2 ± 0,2 кгс/см2. При необходимости снять пломбу и отрегулировать клапан с помощью установленных под гайкой регулировочных шайб. Клапан запломбировать;
снять с коробки передач клапан включения делителя и механизм переключения с воздухораспределителем, после чего их разобрать, промыть, а рабочие поверхности смазать тонким слоем консистентной смазки 158 (ТУ 38—101-320—77);
отсоединить кран управления делителем от кронштейна, вывернуть болты крепления трубопроводов и крышки к крану, отсоединить корпус крана управления делителем, после чего промыть и смазать рабочие поверхности указанной выше смазкой;
вывернуть винты крепления крышки переключателя крана управления, снять крышку с фиксаторами и пружиной рычага и отсоединить трос от переключателя. Вытянуть трос до упора и замерить выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) должна быть в пределах 26 ± 1 мм. Смазать трос, залив через масленку 10—15 г масла ТСп — 15К;
проверить величину зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя при снятом пылезащитном чехле. При выжиме педали сцепления до упора зазор должен быть в пределах 0,2—0,6 мм. При необходимости отрегулировать зазор, как указано в разделе «Регулировка хода штока клапана включения делителя».
Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления
Отрегулировать свободный ход муфты
Попадание смазки на поверхности трения
Снять сцепление с двигателя и заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе
Износ или разрушение фрикционных накладок
Заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе
Привод выключения сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления
Проверить исправность привода выключения сцепления (попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход и др.). Устранить обнаруженные неисправности
Заклинивание привода сцепления.
Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных тормозных жидкостей.
Заменить манжеты. Следует применять только чистую тормозную жидкость «Нева», ТУ 6-09-550—73
Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач.
Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в приводе или неисправность пневмоусилителя
Заполнить гидросистему привода выключения сцепления соответствующей рабочей жидкостью и устранить неисправность пневмоусилителя
При снятии сцепления с двигателя необходимо предварительно ввернуть в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта М 10х1,25×62, а затем вывернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику.
При установке сцепления на двигатель надо сначала завернуть болты крепления кожуха к маховику, а потом вывернуть из нажимного диска стяжные болты. Ведомые диски при этом должны быть с помощью оправки сцентрированы относительно оси коленчатого вала.
При подсоединении коробки передач к двигателю нагружение ведомых дисков сцепления весом коробки передач при установке недопустимо.
В случае замены отдельных деталей сцепления необходимо перед его установкой на двигатель проверить положение упорного кольца оттяжных рычагов. Для проверки нажимной диск в сборе без стяжных болтов надо установить на контрольную подставку или на маховик со вставкой, обеспечивающие установочные размеры А = 29 ± 0,1 мм, Б = 54 + 0,3 мм, биение торца Т2 упорного кольца относительно торца Т1 — не более 0,2 мм.
При нарушении положения упорного кольца следует отрегулировать положение кольца на приспособлении с помощью гаек 3, восстановив размер Б. Регулировка положения упорного кольца с помощью указанных гаек на автомобиле запрещается.
После монтажа сцепления на двигателе биение должно быть не более 0,5 мм.
Рис. 168. Нажимной диск в сборе с кожухом на контрольной подставке:
1 — контрольная подставка; 2 — болт; 3 — регулировочная гайка; 4 — стопорная пластина; 5 — упорное кольцо; 6 — стяжной болт.
При полностью изношенных накладках муфта упирается в торец крышки первичного вала коробки передач или делителя. В этом случае нужно заменить фрикционные накладки и отрегулировать привод.
Регулировка привода заключается в проверке и регулировке свободного хода муфты и проверке полного хода рычага вала вилки выключения сцепления.
Проверка свободного хода муфты осуществляется перемещением вручную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки толкателя поршня пневмоусилителя сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его следует отрегулировать с помощью сферической гайки толкателя поршня пневмоусилителя до величины 4—5 мм. Это соответствует свободному ходу муфты 3,6 ± 0,4 мм.
Полный ход рычага вала вилки проверяется нажатием педали сцепления до упора. Полный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, должен быть не менее 25 мм, а свободный ход рычага — в пределах, указанных выше.
В случае недостаточного хода поршня пневмоусилителя необходимо проверить свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре гидравлической системы, а при необходимости прокачать гидравлическую систему привода сцепления.
Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен быть равен 6—12 мм. Замерять его следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход выходит за эти пределы, то необходимо выполнить следующее:
отрегулировать зазор между поршнем и толкателем 10 поршня главного цилиндра эксцентриковым пальцем 13, который соединяет верхнюю проушину толкателя 10 с рычагом 12 педали при положении, когда оттяжная пружина 15 прижмет педаль сцепления к верхнему упору.
После этого надо повернуть эксцентриковый палец 13 так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6—12 мм.
Выполнив перечисленное, необходимо затянуть и зашплинтовать корончатую гайку.
Рис. 54. Привод механизма выключения сцепления:
1 – планка крепления пружины; 2 — трубка подвода воздуха к пневмоусилителю; 3 — рычаг вала вилки; 4 — сферическая гайка; 5 — контргайка; 6 — толкатель поршня; 7 и 15 — оттяжные пружины; 8 — пневматический усилитель; 9 — кронштейн крепления педали сцепления; 10 — толкатель поршня главного цилиндра; 11 — ограничитель хода педали; 12 — рычаг; 13 — эксцентриковый палец; 14 — педаль сцепления; 16 — главный цилиндр.
Место утечки воздуха определяют на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение «Высшая передача» или «Низшая передача», нужно прослушать воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а выжав педаль сцепления до упора, — воздухопроводы системы переключения делителя.
Обнаруженную утечку необходимо устранить подтягиванием болтов и накидных гаек и заменой уплотнительных шайб.
Перед регулировкой установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение, а далее:
ослабить стяжные болты 31 регулировочного фланца 22, вывернуть четыре соединительных болта 23 и навернуть на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу 21;
отвернуть контргайки 7 и 29 установочных винтов 1 и 28. Застопорить головку передней тяги 10 и шток 30 ввертыванием установочных винтов, совмещая их концы с отверстиями в рычаге переключения передач и штоке;
свинчивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока рычага по всей плоскости, соединить их с помощью четырех соединительных болтов. Фланец закрепить на промежуточной тяге с помощью стяжных болтов;
вывинтить на 31 мм установочный винт, расположенный на передней опоре привода, а установочный винт, расположенный на задней опоре рычага — на 16 мм. После этого застопорить их контргайками.
Рис. 63. Делитель передач:
1 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 2 — роликоподшипник; 3 — промежуточный вал; 4 — картер; 5 и 23 — шарикоподшипники; 6 — стопорное кольцо; 7 — уплотнительное кольцо; 8, 13, 24 и 26 — прокладки; 9 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 10 — упорная шайба; 11 — стопорная планка; 12 — шестерня промежуточного вала; 14 — первичный вал; 15 — сальник; 16 — рычаг вилки механизма переключения; 17 — сухарь вилки; 18 — вилка механизма переключения; 19 — валик вилки; 20 — гайка; 21 — установочная втулка шарикоподшипника; 22 — маслонагнетательное устройство; 25 — крышка подшипника первичного вала; 27 — крышка люка; 28 — сегментная шпонка; 29 — синхронизатор; 30 — шестерня первичного вала; 31 — роликоподшипник.
Регулировку следует проводить в следующем порядке:
проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать;
отвернуть гайки упора штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилителя. Снять резиновый пылезащитный чехол с крышки и штока клапана;
нажать до упора педаль сцепления;
подвести упор клапана включения до соприкосновения со штоком клапана и дополнительно переместить его в сторону штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и органичителем хода штока клапана 0,2—0,6 мм. Упор клапана закрепить в указанном положении гайками и стопорными шайбами. Надеть резиновый пылезащитный чехол на шток и крышку клапана.