ГДЗ ◄ ГДЗ русский язык ◄ ГДЗ русский язык/ Ладыженская 8 кл. ◄
Готовые ответы на упражнения № 28-36 к § 5. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи, учебника Русский язык 8 кл. Тростенцовой, Ладыженской.
28. Слова данных частей речи (см. таблицу на с. 22) употребляются только с отрицательной частицей не. Они не образуются с приставкой не-. Заполните таблицу своими примерами.
Глаголы | Краткие причастия |
Деепричастие | прилагательные относительные и притяжательные | Числительные |
не ходит | не прочитана | не зная | не папин | не третий |
не учит | не испорчен | не любя |
не железный | не пять |
не знает | не обдуманно | не играя | не машинный | не сорок два |
не мешает | не изучено | не читая | не юридический | не пятьсот |
29. Перепишите пословицы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Графически обоснуйте выбор написания не.
- Не годы, а горе старит. (Противопоставление с союзом а.)
- Старый конь мимо не ступит. (Не с глаголом.)
- Старость не радость. (Не служит для выражения отрицания.)
- Ученье — свет, а неученье (синоним — безграмотность) – тьма.
- Всякая неправда (синоним — ложь) — грех.
- Не работа, а забота сушит. (Противопоставление с союзом а)
- От непорядка (синоним — беспорядок) и сильная рать погибает.
30. Объясните графически написание не с прилагательными.
Незрелая ( синоним плохая ) мысль; не красивый, (а) безобразный; незлобивый (синоним добрый) характер; неведомые (не употребляется без не) страны; неискусная (синоним бурная) работа; не внимательный, (а) рассеянный ученик; небрежный (не употребляется без не) почерк; нелестный отзыв ( синоним плохой); необъективное (синоним субъективное) суждение.
31. Объясните слитное и раздельное написание не.
1. Эта песня не веселая, (а) грустная. (Противопоставление.) 2. Не глупо ли это? (Вопросит. предлож. в котором логически подчеркивается отрицание.) 3. Мы пели не громко, (а) очень тихо. (Противопоставление.) 4. Его рассказ ничуть не забавен, (крат. прич. со словосоч. ничуть не.) 5. Этот фильм вовсе не интересен, (крат. прил. со словосоч. вовсе не.) 6. Этот дом далеко не новый, (словосоч. далеко не.) 7. Задача нетрудная (лёгкая), (но) запутанная. 8. Дорога неровная (ухабистая), (зато) самая короткая. 9. Ребята ели не спелые, (а) зелёные яблоки. (Противопоставление.) 10. Сказал не громко, как надо было, (а) так, что даже сосед ничего не понял. (Противопоставление.) 11. Говорил он негромко (тихо), (но) очень убедительно.
32. В «Словаре ошибочных написаний школьников» В. Я. Булохова среди частотных слов помещены слова с не. Проверьте себя и выпишите, раскрыв скобки, только те слова, которые не употребляются без не. Обозначьте условия выбора написания не.
33. Прочитайте торжественно стихотворение генерал-полковника Л. Г. Ивашова. Найдите предложения, в которых употреблена частица не. Какое из этих предложений, по вашему мнению, ярко характеризует современных офицеров?
34. Спишите, разделяя запятыми части сложного предложения, однородные члены и раскрывая скобки. Составьте схему второго предложения.
35. Спишите, раскрывая скобки, объясняя выбор орфограмм и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. В последнем предложении подчеркните грамматическую основу.
36. Сочинение
Пожалуй, эти летние каникулы были самые прекрасные! За три месяца увлекательных каникул мы успели отдохнуть и наораться сил перед новым учебным годом.
Этим летом я подружилась с новыми людьми и проводила много времени со своими друзьями! Мы много гуляли, общались, веселились и наслаждались теплыми летними деньками, которых не хватает осенью и зимой. Один за другим дни пролетали мимо, время будто бы ускорилось в несколько раз, тем самым заставляя нас не терять времени. Так же я многое время помогала родителям в домашних делах.
Также много времени сидела в социальных сетях и общалась с друзьями и родственниками, которые живут не так уж и близко. Мой характер за три месяца, в общем, не изменился, он так и а остался таким же непосредственным.
В общем, в моей жизни за это лето почти нечего не изменилось. Но было много очень интересных моментов, которые все не опишешь сразу! А так лето было потрясающим, солнечным и жарким.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Луна (не)бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда (не)получал писем.
(Не)исследованные места влекут меня, а глухие дебри.
Дорога (не)ровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, (не)проверив пароля.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
Луна не бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда не получал писем.
Не исследованные места влекут меня, а глухие дебри. Антоним, союз А.
Дорога неровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, не проверив пароля.
Правописание НЕ и НИ.
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица не пишется раздельно:
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак ‘глубокое’ и утверждается признак ‘мелкое’ ).—Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака : ‘и мелкое, и широкое’; ‘хотя мелкое , но широко е’) .
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.
а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;
б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
а) в сравнительной степени
б) в роли сказуемого безличного сказуемого
мне не надо, ей не нужно
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)
Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Частица НЕ используется | Частица НИ используется |
---|
Писем и телеграмм не было.
Брат не похож на обманщика.
Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.
Ни писем, ни телеграмм не было.
Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.
Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.
Он не мог не позвонить.
Мы не могли не заметить.
На небе ни облачка.
Во рту ни росинки.
Не догнать тебе бешеной тройки!
Не бывать войне-пожару!
Ни звука! Ни дня без строчки!
Не гость ли ты мой?
Как бы мороз не ударил!
Ну чем не герой!
Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).
Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!
Разве не правда, что мы поумнели?
С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.
Не бывает войн, где солдаты не погибают.
Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.
Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.
Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.
Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.
Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.
Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.
Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.
Перед нами было не что иное, как древняя пещера.
Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.
Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.
Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:
а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;
б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.
Прочитайте фрагменты словарных статей «Словаря русского языка». Сделайте вывод, почему слитное или раздельное написание вызывает трудности.
Не. приставка. Употребляется при образовании существительных и прилагательных и обозначает:
1) полную противоположность того, что выражает слово без приставки, например: недруг (враг), невесёлый (грустный); 2) (при образовании прилагательных и полных причастий) противоположность с оттенком умеренности, например: неглупый (достаточно умный); 3) отсутствие того, что выражает слово без приставки, например: необоснованность, ненаучный.
Не, частица отрицат.
- Сообщает слову, к которому относится, значение полного отрицания. Жизнь прожить — не поле перейти. (Пословица)
- Придаёт значение неопределённости, неполного отрицания. Например: На нём надето что-то круглое: сюртук не сюртук, пальто не пальто, фрак не фрак. (М. Салтыков-Щедрин)
28. Слова данных частей речи (см. таблицу) употребляются только с отрицательной частицей не. Они не образуются с приставкой не-. Заполните таблицу своими примерами.
Частица не и приставка не- могут употребляться с:
- именами существительными: Неправда (ложь) и неправда, а ложь;
- именами прилагательными (качественными): нелёгкий (тяжёлый) путь и не лёгкий, а тяжёлый путь;
- причастиями: неисправленные ошибки и не исправленные, а подчёркнутые ошибки;
- наречиями на -о (-е): неосторожно и не осторожно, а решительно.
29. Перепишите пословицы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Графически обоснуйте выбор написания не.
1. (Не)годы а горе старит. 2. Старый конь мимо (не)ступит. 3. Старость (не)радость. 4. Ученье свет а (не)ученье тьма. 5. Всякая (не)правда грех. 6. (Не)работа а забота сушит. 7. От (не)порядка и сильная рать погибает.
30. Объясните графически написание не с прилагательными.
Незрелая мысль; не красивый, а безобразный; незлобивый характер; неведомые страны; неискусная работа; не внимательный, а рассеянный ученик; небрежный почерк; нелестный отзыв; необъективное суждение.
31. Объясните слитное и раздельное написание не. 1. Эта песня не весёлая, а грустная. 2. Не глупо ли это? 3. Мы пели не громко, а очень тихо. 4. Его рассказ ничуть не забавен. 5. Этот фильм вовсе не интересен. 6. Этот дом далеко не новый. 7. Задача нетрудная, но запутанная. 8. Дорога неровная, зато самая короткая. 9. Ребята ели не спелые, а зелёные яблоки. 10. Сказал не громко, как надо было, а так, что даже сосед ничего не понял. 11. Говорил он негромко, но очень убедительно.
32. В «Словаре ошибочных написаний школьников» В. Я. Булохова среди частотных слов помещены слова с не. Проверьте себя и выпишите, раскрыв скобки, только те слова, которые не употребляются без не. Обозначьте условия выбора написания не.
(Не)объятный, (не)навидеть, (не)вдалеке, (не)обходимый, (ненависть, (не)обычный, (не)прерывный, (не)сколько, (не)уютный, (незаметный, (не)подалёку, (не)преклонный, (не)примиримость, (нетерпение, (не)взлюбить, (не)интересно, (не)медленно, (не)ясный, (не)виданный, (не)вольно, (не)когда, (не)исчислимый, (непримиримый, (не)навистный, (не)победимый, (не)чаянность, (не)умолчный, (не)брежный, (не)лепый.
33. Прочитайте торжественно стихотворение генерал-полковника Л. Г. Ивашова. Найдите предложения, в которых употреблена частица не. Какое из этих предложений, по вашему мнению, ярко характеризует современных офицеров?
-
Офицерское братство, офицерская честь
Святы в армии русской были, будут и есть.
На крутых переломах, в лихолетье войны,
Офицеры России, вы — надежда страны.
офицеры братство витязи питомцы |
-
Вы — от витязей русских, от питомцев Петра,
Нет, не канула в вечность славы русской пора.
Этой славе великой и присяге верны
Офицеры России, честь и гордость страны.
Медь оркестра и знамя вновь волнуют сердца
Генерала седого, лейтенанта-юнца.
Только жаждут не боя, а для всех тишины
Офицеры России, боль и совесть страны.
34. Спишите, разделяя запятыми части сложного предложения, однородные члены и раскрывая скобки. Составьте схему второго предложения. Устно объясните значение фразеологизма испокон веку.
Родной дом словно жалует(?)ся на старость и просит ремонта. Но я знаю что ремонт был(бы) гиб..лью для дома. Нельзя тормошить старые, задублё(н, нн)ые кости. Всё здесь ср..слось и скипелось в одно целое лучше (не)трогать сроднившихся брёвен (не)испытывать их испыта(н, нн)ую временем верность друг другу.
лучше бок о бок |
В таких вовсе (не)редких случаях лучше строить новыи дом бок о бок со старым что и делали мои предки испокон веку. И (не, ни)кому (не)приходила в голову (не)лепая мысль до основания разломать старый дом прежде чем начать рубить новый.
35. Спишите, раскрывая скобки, объясняя выбор орфограмм и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. В последнем предложении подчеркните грамматическую основу.
Этой осенью мы запаздывали с подготовкой сада к зиме. Опавшие листья всё ещё (не)убра(н, нн)ы земля (не)перекопа(н, нн)а стволы деревьев (не)побеле(н, нн)ы. (Не)приготовле(н, нн)ы удобрения. В начале сентября (не)выкопа(н, нн)ы ямы для посадки новых кустов роз чтобы они укрепились до морозов.
Мы пр..ехали всей семьёй на садовый участок и дружно принялись за работу. К вечеру собра(н, нн)ые листья были уже вывезе(н, нн)ы из сада перекопа(н, нн)ая земля лежала, как пышная перина. Перед посадкой стебли роз коротко обреза(н, нн)ы на побегах оставле(н, нн)о 3—5 почек. Перемеш..(н, нн)ые удобрения уложе(н, нн)ы на дно выкопа(н, нн)ых ям. Розы высаже(н, нн)ы. Выбеле(н, нн)ые стволы деревьев радуют глаз своей бел..зной. Осе(н, нн)ие работы законче(н, нн)ы. Будем надеят(?)ся что сад хорошо перезимует и будет весной обильно цвести.
Лето закончилось. А были ли у вас интересные встречи, путешествия, события, которые вы надолго запомнили; которые, быть может, что-то изменили в вашей жизни, в вашем характере, в ваших взглядах? Над чем думали? Напишите об этом в форме письма человеку, с которым вам хочется поделиться своими впечатлениями. Может быть, это будет ответ на письмо, автор которого делится своими рассказами о прошедшем лете и спрашивает вас о том, как вы его провели, где отдыхали, довольны ли вы своим летним отдыхом.