- Автозвук: как правильно определить размер динамика
- Форма излучателя
- Виды излучателей по воспроизводимому спектру
- Оптимальные размеры динамиков
- Фронтальные динамики
- Динамики для среднего баса
- Тыловые динамики
- Овальные динамики для задней полки
- Другие статьи раздела Динамики
- Широкополосные динамики
- Низкочастотные (НЧ) динамики, динамики для сабвуфера
- Популярные статьи
- Новости автозвука
- Автозвук: как правильно определить размер динамика
Автозвук: как правильно определить размер динамика
Задумались над сменой акустики в вашем автомобиле, но не знаете, подойдут ли новые динамики по размеру? На самом деле все не так сложно, как кажется на первый взгляд. В подавляющем большинстве случаев динамики, даже штатные, имеют стандартные размеры, пишут Pioneer Russia в Facebook.
Специалисты отмечают, что самые популярные «калибры» – это 10 см (4 дюйма), 13 см (5,25 дюймов), 16,5 см (6,5 дюймов) и овальные динамики в размере 6х9 дюймов. Есть, конечно, менее распространенные вроде 6-дюймовых или 4х7 дюймов, но они встречаются гораздо реже.
Чтобы определить калибр динамиков в вашем автомобиле, достаточно снять панель, чтобы добраться до них. При этом нужно помнить, что размер определяется не по диаметру диффузора, а по внешнему диаметру самого динамика. Мерить всё с точностью до миллиметра не нужно, ведь калибр динамиков – величина номинальная, физические размеры могут немного отличаться. Определив этот размер, можно смело выбирать новые акустические системы.
Типоразмер динамиков обычно отражается в названии модели. В акустических системах Pioneer, например, TS-G1021F – это 10-сантиметровые динамики, а TS-G1320F – это 13 см. Что касается размера 16,5 см (6,5 дюймов), то иногда в названиях могут фигурировать цифры 65, 165 или 17. Это означает, что при стандартном посадочном размере динамик имеет увеличенный диффузор, а значит, при прочих равных имеет выше чувствительность и увереннее работает на нижних частотах. Как, например, Pioneer TS-A1733I.
"И последний момент. Выбирая для замены новые акустические системы, обратите внимание на отверстия для крепления динамиков. Во многих моделях Pioneer имеется универсальный набор отверстий, который позволяет без проблем поставить динамики в большинство штатных мест. Но не расстраивайтесь, если вдруг окажется, что штатные динамики имеют собственную сложную форму. Для таких случаев в продаже можно найти переходные кольца для конкретных моделей автомобилей, которые решат эту проблему", отмечают эксперты.
Номинальная мощность один из ключевых параметров динамиков, будь то саб или овальные колонки или эстрадные середины. Есть конечно еще чувствительность, но это еще более не понятный параметр, чем мощность.При подборе колонок или сабвуфера под усилитель человек естественно прежде всего ориентируется по мощности. Но производитель весьма вольно указывает номинал динамиков, одно и то же изделие под разными марками может иметь номиналы отличающиеся в разы. Приведу пример. Один человек спрашивает совет, стоит или не стоит заменить динамики Teac TE-M65 на
эстраду Airtone Audio Pro-65. По техническим данным Airtone имеет номинальную мощность 150 Вт, тогда как Teac всего 30 Вт и видимо эстрадой вообще не является. Мощность тика в 5 раз меньше. Но не секрет, что эти два динамика – Teac M65 и Airtone Pro-65 – одинаковые, это типовые изделия и они выпускаются еще под несколькими названиями практически без изменений. У них даже к клеммным колодкам приклеены одинаковые пластмассовые пластинки с маркировкой, которые так же одинаково отваливаются. Очевидно, что мощность тиков и аиртонов указана по разным стандартам. Но не указано по каким. И даже если будет указано, то покупатель в них все равно не ориентируется. Сейчас большинство производителей указывает RMS – это максимальная мощность, которую звуковая катушка(ЗК) динамика может рассеивать длительное время без повреждения.
Возникает вопрос – как ориентироваться в этом бардаке? Как подобрать динамик под мощность усилителя? Способ есть. Он не очень точный, но надежный. Косвенно мощность динамика можно оценить по катушки, тем большую мощность она может рассеивать. Размер катушки может быть указан в технических характеристиках (ТХ). Для эстрадных динамиков почти всегда указан, на сабах – значительно реже, на простых автомобильных колонках – почти никогда. Я всегда стараюсь указывать размер катушки в описаниях товаров в нашей группе и на сайте, даже если производитель не указал размер явно.
Размеры катушек не могут быть какими попало, они привязаны к размерам магнитов, которые в свою очередь являются стандартными изделиями, как подшипники например. Диаметр звуковой катушки кратен 0.5 дюйма (12.7 мм): 1 дюйм, 1.5 дюйма, 2 дюйма, 2.5 дюйма, 3 дюйма и т.д. Я предлагаю оценивать мощность динамика в зависимости от диаметра звуковой катушки следующим образом:
ЗК размером 1 дюйм (25 мм) – 50-60 Вт
ЗК размером 1.5 дюйма (38 мм) – 120-130 Вт
ЗК размером 2 дюйма (50 мм) – 180-200 Вт Компонентная и коаксиальная акустики редко имеют катушку более 1 дюйма, соответственно большую мощность они иметь не могут. Рассчитывайте на 50-60 Вт, более мощная встречается редко и за дорого, в ТХ к таким колонкам как правило все указано, в том числе и размер ЗК. Бюджетная эстрада так же имеет 25 мм звуковую катушку.
Катушки размером 1.5 дюйма имеют некоторые овалы и большинство популярных эстрадных мидов(среднечастотников).
Катушки 2 дюйма имеют очень мощные и соответственно потенциально очень громкие эстрадные динамики либо слабые сабвуферы. Катушки размером более 2 дюймов стоят в основном на сабах. Здесь метод оценки мощности работает не так хорошо. Дело в том, что у саба по сравнению с мидами и мидбасами значительно больше ход и площадь диффузора. Поэтому есть возможность организовать интенсивную вентиляцию катушки и тем самым увеличить долговременную мощность.
Мощность сабов предлагаю оценивать по размеру ЗК следующим образом:
ЗК размером 2 дюйма (50мм) – не более 200 Вт
ЗК размером 2.5 дюйма(63мм) – не более 600 Вт (обычно 300 – 400)
ЗК размером 3 дюйма(75мм) – не более 1200 Вт (обычно 500 – 750)
ЗК размером 4 дюйма(100мм) – не более 2000 Вт
Конечно "вилка" мощностей очень большая, но если на сабе указан номинал 1000 Вт, а в ТХ указан размер катушки 63 мм, то очевидно, что это преувеличение. Такую мощность может иметь саб с катушкой 75 мм и более. Иногда ситуация противоположная. Например на сабвуфере Infinity Kappa Perfect VQ катушка 75 мм, а номинал заявлен всего 400 Вт. Заявка не большая, но динамик переваривал значительно больше.
Динамический излучатель – это та часть колонки или наушников, которая, собственно, и занимается созданием звуковых волн. Принцип работы динамика прост, и основывается он на физическом преобразовании электрического сигнала в механическое движение мембраны диффузора излучателя. Осуществляется это за счет движения электромагнитной катушки, работающей в паре с постоянным – ферримагнитным или неодимовым – магнитом.
Таким образом, в основных чертах все динамики аналогичны друг другу. Но есть между ними и различия – в первую очередь, во внешнем виде. Впервые увидев все разнообразие динамических излучателей на полке магазина аудиотехники неопытный пользователь может задаться вопросом – а на что, собственно, влияет размер и форма излучателя? Попробуем в этом разобраться.
Форма излучателя
Сразу отметим – форма динамика не влияет практически ни на что, кроме удобства его монтажа в салон автомобиля или самодельный корпус колонки. Как динамики для больших колонок, так и излучатели головных телефонов могут иметь либо круглую, либо овальную форму. Квадратных или треугольных динамиков не бывает; это – не прихоть инженеров, форма обусловлена физическими принципами, на основании которых излучатели функционируют. Проще говоря, некруглый диффузор просто-напросто не будет вибрировать, из-за чего, как следствие, не будет воспроизводиться звук.
Итак, с формой мы определились – выбирать можно как круглую, так и овальную модель, зависит это только от ваших личных предпочтений. Но остановившись на овальном варианте, вы можете заметить, что большая часть таких излучателей являются либо коаксиальными, либо сабвуферами. Что это значит?
Виды излучателей по воспроизводимому спектру
Остановимся подробнее на том, какой именно звук может воспроизводиться той или иной моделью динамического излучателя. Как вы можете помнить с уроков физики, звук, как и любой другой вид волн, имеет широкий спектр частот. Частота звука измеряется в герцах, и в зависимости от показателя этого параметра звук может быть либо слышимым, либо неслышимым. Слишком низкий звук называется инфразвуком, слишком высокий – ультразвуком. Разные животные способны воспринимать звуковой спектр в разных пределах; что же касается людей, то мы можем слышать звуки с частотой от 20 Гц до 20 кГц.
Весь слышимый спектр можно разделить на три условные зоны:
- низкие и сверхнизкие звуки – в музыкальном смысле звуки из этой части спектра именуются басами (глубокий, средний и высокий бас) – сюда входят частоты от 20 до примерно 100 Гц;
- средние звуки – частоты от 100 Гц до 2 кГц – сюда входит основная масса слышимого звука, в том числе голоса людей, вокал в песнях;
- высокие и сверхвысокие звуки – огромный диапазон от 2 до 20 кГц.
В зависимости от того, какой диапазон спектра воспроизводится динамическим излучателем, динамики делятся на три вида:
- сабвуферы, или низкочастотные динамики;
- среднечастотные динамики;
- твиттеры, или высокочастотные колонки.
А причем же тут размер, спросите вы? А при том, что от диаметра диффузора не в последнюю очередь зависит качество воспроизводимого звука. Особенно это касается сабвуферов и твиттеров – чем шире первые, тем более глубокими и чистыми получаются басы, и чем меньше вторые, тем более высоких частот сможет достичь колонка. Кроме того, в случае с твиттерами отличается и конструкция динамика – ВЧ-излучатель имеет диффузор купольного типа.
Оптимальные размеры динамиков
Выбор размера динамика заботит, как правило, автомобилистов. При сборке обычных колонок, будь то широкополосные или многополосные устройства, разницы нет практически никакой – просто нужно брать излучатели как можно большего размера. В случае с автомобилем же появляется ряд нюансов, начиная от размера гнезд под динамики и заканчивая особенностями конструкции салона, в котором только динамики определенного размера будут звучать так, как надо.
Как правило, для автомобиля выбирается сразу комплект динамиков, в который может входить либо набор широкополосных динамиков одинакового размера, которые остается лишь установить на соответствующих местах – в дверях, под приборной панелью, около заднего стекла и в багажнике. Впрочем, в багажном отделении обычно устанавливаются мощные сабвуферы или многополосные коаксиальные динамики – таким образом, это место является атрибутом качественной автомобильной акустической системы объемного звучания.
Именно в случае с многоканальной системой, способной прокачать целую улицу, на передний план выходит выбор правильного размера тех или иных динамиков. Излучатели какого размера следует выбирать для установки в том или ином месте салона автомобиля?
Фронтальные динамики
Конечно, первое, на что следует ориентироваться при выборе размера излучателя – это диаметр предназначенных для установки динамиков отверстий в салоне автомобиля. Если они стандарты, но оптимальным выбором станут излучатели диаметром 16,5 см (6,5”). Такие динамики не только без лишних движений встают в стандартные двери автомобиля, но и обеспечивают достаточно качественное звучание и полноценное раскрытие среднечастотной картины. Низкие частоты тоже звучат неплохо; кроме того, динамики такого размера не позволят басам из фронтальных колонок и заднего сабвуфера заметно различаться своими характеристиками.
Стоит отметить, что если места для установки рассчитаны на динамики меньшего размера, следует сначала поинтересоваться у специалистов, есть ли возможность расширения гнезд, а потом уже, если это невозможно, смотреть в сторону динамиков меньшего размера.
Следует иметь в виду, что не все 16,5-сантиметровые динамики схожи по своим характеристикам. Даже в пределах одного модельного ряда можно встретить излучатели, заметно отличные по своим свойствам. Так, в состав трехкомпонентных акустических систем часто включаются излучатели такого размера, рассчитанные на воспроизведение среднего басового диапазона. С одной стороны, это позволяет сделать звуковую картину в машине более богатой и без переплаты шагнуть в сторону акустики более высокого класса. С другой – улучшение глубины басов неизбежно ведет к ухудшению звучания среднечастотного диапазона. Это связано с тем, что для воспроизведения басов используется более толстая мембрана диффузора, которая не может вибрировать с достаточно высокой частотой. Соответственно, такие излучатели могут отставать от своих собратьев с обычными характеристиками – впрочем, это больше зависит от личных предпочтений пользователя.
Динамики для среднего баса
Улучшенный вариант басового звена трехкомпонентных акустических систем – 20-сантиметровые динамики. Такие крупные круглые и овальные динамики – не лучший вариант для автомобиля: они слишком широкие для установки в дверях, да и средние частоты у них, опять же, страдают. Но они могут стать отличной заменой сабвуферу, если специализированная низкочастотная колонка отсутствует. В домашних же акустических системах излучатели диаметром 20 см широко распространены и отлично проявляют себя.
Тыловые динамики
Тыловые динамики – необязательная часть акустической системы; обычно они применяются при создании имитации домашнего кинотеатра в мобильных условиях или для поддержки слишком слабых фронтальных излучателей. Если в вашем автомобиле есть потребность в установке задних динамиков, то лучшим выбором станут излучатели диаметром 13,5 см (5,25”).
В некоторых ситуациях (например, в авто малых габаритов) такие мелкие динамики могут ставиться и в качестве фронтальных. Конечно, это приведет к явной нехватке басов, особенно при отсутствии отдельного сабвуфера. Все-таки для басов идеальными являются 20-сантиметровые варианты, даже 16,5 см – это уже компромисс. Если же сабвуфер есть, насчет нехватки глубины баса можно не беспокоиться, но в таком случае проблемой станет заметная не состыковка низких частот сзади и спереди. Таким образом, установка динамиков диаметром 5,25 дюйма в качестве основных должна производиться только в крайнем случае. Основное их назначение – поддержка и использование в качестве малозначимых тыловых элементов акустической системы.
Овальные динамики для задней полки
Большая часть таких излучателей – это коаксиальные устройства диаметром 6×9 дюймов. Площадь их диффузоров превышает оную у стандартных круглых динамиков, за счет чего бас становится более глубоким. Установка овальных динамиков встречается редко, и это связано со следующими факторами:
- недостатки излучателей коаксиального типа;
- не дотягивающее до сабвуфера качество басов;
- отсутствие необходимости в задних колонках;
- худшее качество в целом по сравнению с круглыми аналогами.
Однако если полноценный низкочастотный динамик установить не получается, овальный коаксиальный излучатель может стать приемлемой его заменой. Кроме того, такие устройства могут стать единственным вариантом при невозможности модернизации гнезд для установки динамиков в салоне автомобиля.
Таким образом, динамики могут иметь самый разный размер, и основной принцип, которому нужно следовать при выборе того или иного варианта – чем динамик шире, тем глубже будут басы. В случае со слишком широкими излучателями, конечно, придется смириться с несколько ухудшившимися средними частотами.
Другие статьи раздела Динамики
Широкополосные динамики
Наряду с узкоспециализированными динамиками, воспроизводящими звук из определенных частот, существуют широкополосные динамики, которые в качестве основной полосы выбирают средние частоты, но. 14775
Низкочастотные (НЧ) динамики, динамики для сабвуфера
Сабвуфер – это акустическое устройство, которое воспроизводит низкие частоты. Они ощущаются не всегда, но в некоторых случаях дают большую глубину ощущений от воспроизводимых звуков. Конструкция. 19732
Популярные статьи
Наушники – это весьма простые устройства, и, как правило, они надежно защищены от различных. 2785997
Динамический излучатель – это та часть колонки или наушников, которая, собственно, и занимается. 1863495
На сегодняшнем рынке акустической техники представлено множество звуковых систем – они могут быть. 1360906
Всем хочется, чтобы любимая, бережно собранная акустическая система всегда издавала только. 1123148
Как известно, для воспроизведения звуковых волн в большинстве акустических систем применяются. 1033666
Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют m > 1021686
Наушники, как и любая акустическая техника, не застрахованы от поломок. Разные наушники имеют. 828542
Одни из основных характеристик любых наушников – это удобство пользования ими и степень. 529445
“>