Доброго времени суток! Меня как и многих трафиковиаропримастароводов мучала проблема плохого переключения передач.
Опишу подробнее именно свою проблему: Первая, вторая передачи включаются, но туговато, приходится прикладывать определенные усилия что бы "воткнуть" их, задняя вообще на включается, такое ощущение, что во что то упирается…
При чем проблема возникает не всегда, она не зависит ни от температуры окружающего воздуха, ни от прогретости самой машины.
Проблема решалась так, не включается задняя, глушу машину, втыкаю заднюю, завожу, то есть на заглушенной машине все передачи "втыкаются" без проблем.
Способы решения:
1.Замена масла в КПП. Не помогло…
2.Регулировка тросика переключения передач. Пока помогло…
На форумах, в частности и на Драйве, проскакивала информация о необходимости регулировки тросика МКПП, но точного описания не было, листая документацию по автомобилю наткнулся на такую информацию
Решил попробовать настроить…
Ставим рычаг в положение 3-я передача.
Снимаем кожух ручки МКПП, дальше в картинках…
Коробка передач модели ZF-16S151 – механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящей из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.
Рис. 3-66. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора: 1 – бачок сцепления; 2 – педаль сцепления; 3 – рычаг переключения передач; 4 – датчик заднего хода; 5 – клапан включения демультипликатора; 6 – датчик нейтрали; 7 – датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 – цилиндр переключения демультипликатора; 9 – датчик первой передачи; 10 – воздухораспределитель делителя; 1 1 – датчик включения низшего диапазона делителя; 12 – датчик включения высшей передачи; 13 – к рабочему цилиндру сцепления; 14 – клапан включения делителя; 15 – главный цилиндр сцепления.
Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача – зубчатой муфтой. Демультипликатор – планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага.
Тип коробки передач
Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора
Макс. входной крутящий момент, Н.м
L – низшая передача в делителе; S – высшая передача в делителе; R – задний ход
Роликовые игольчатые с сепараторами без колец
Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом
С косыми зубьями, постоянного зацепления
Бесконтактный, индуктор 6 выступов
Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса
Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора
Управление коробкой передач
Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора
Усилие на рычаге переключения передач, Н (кгс), не более
Управление коробкой передач
Передачи переключаются рычагом, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага из одного положения в другое выполняется при выключенном сцеплении (при нажатой педали сцепления). Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производится при минимальных оборотах холостого хода (по тахометру или на слух) согласно схеме переключения передач.
При замедлении переключать передачи следует только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2- 1.
Начинать движение следует только с первой передачи во избежание преждевременного выхода сцепления из строя.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи – при переходе рычага управления из положения четвертой в положение пятой, низшей – при переключении с пятой на четвертую.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов загорается контрольная лампочка (цвет – оранжевый).
При переводе рычага через положение «О» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Для перехода с ускоряющей «S» передачи в делителе на замедляющую «L» и наоборот (без переключений рычага) опустить или поднять переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Регулировку механического дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач модели ZF-16S151 (рис.3-67) производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
– ослабить гайку 15;
– отвернуть полностью гайку 10;
– вынуть хвостовик 9 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;
– зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 (d = 4 мм, 1 = 100мм) в опоре 2;
– установить рычаг 5 под углом 12°±3° к вертикали;
– вращая хвостовик 9, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5, затянуть гайку 10 моментом 40. 50 Н.м;
– удерживая ключом хвостовик 9 от разворота, затянуть гайку 15 моментом 98. 147 Н.м;
– удалить технологический стержень;
– ослабить гайки 14;
– изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм ;
– затянуть гайки 14 моментом 40. 50 Нм.
Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производить при необходимости :
– ввернуть болт 12, отвернув предварительно его контргайку;
– нажать до упора в ограничитель педаль сцепления;
– вывернуть болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;
– дополнительно вывернуть болт 12 ориентировочно на 4 – 4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;
– завернуть контргайку болта 12.
Рис. 3-67. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-16S151: 1 – рычаг переключения передач; 2 – опора рычага переключения передач; 3 – тяга; 4 – стержень; 5 – рычаг; 6 – кронштейн реактивной тяги; 7 – тяга реактивная; 8 – панель передка; 9 – хвостовик; 10 – гайка; 11 – клапан включения делителя; 12 – болт регулировочный; 13 – педаль сцепления; 14, 15 – гайка, I – к крану блокировки межосевого дифференциала.
Проверка уровня масла
Рис. 3-68. Пробки для масла
Для коробок передач модели ZF-16S151 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3 и 4 соответственно, расположенных симметрично по обе стороны коробки (рис. 3-68 ).
Сливать масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув пробки одного из заливных отверстий 4 и пробки 1, 2 и 3 сливных отверстий. Очистить магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установить их на место.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Затруднено включение передач в коробке
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Отрегулировать привод сцепления
Самовыключение передач в делителе
Нарушена регулировка хода рычага делителя
Отрегулировать ход рычага
Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля
Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода
Отрегулировать привод или подтяните крепления рычагов
Не включаются передачи в делителе
Нарушено положение регулировочного болта на педали сцепления
Отрегулировать положение регулировочного болта
Ремонт коробок передач ZF 16S151 производится в специализированных мастерских и осуществляется специально обученным персоналом.
Возникновение каких-либо проблем с переключением передач не всегда означает серьезную поломку КПП. Если передачи включаются с трудом, возникли сложности с выбором передачи, что препятсвует включению и т.д., тогда в ряде случаев бывает достаточно отрегулировать привод переключения передач. При этом выполнить регулировку привода МКПП можно как на СТО, так и самостоятельно.
Читайте в этой статье
Регулировка привода переключения передач
Прежде чем что-то регулировать, нужно иметь представление о том, как устроен тот или иной механизм, как работает и т.д. Для начала, давайте рассмотрим устройство и принцип работы механической коробки переключения передач (КПП) в общих чертах.
Коробка передач преобразует и передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, чтобы автомобиль мог тронуться с места и менять скорость движения. Существует четыре вида КПП: механическая, автоматическая, роботизированная и вариаторная.
Наиболее распространены сегодня первые два типа. С учетом того, что МКПП или «механика» имеет более простое устройство, именно такой агрегат рассмотрим в качестве примера.
Механическая коробка представляет собой, условно говоря, набор валов (входных и выходных) и набор шестеренок на каждом из валов. Шестерни на валах входят в зацепление и таким образом взаимодействуют между собой.
Как и любой другой механизм, привод переключения имеет определенные настройки, которые со временем сбиваются. Это может стать причиной проблем с управлением коробкой. Другими словами, если передачи плохо включаются, причин может быть много, при этом одной из них является необходимость регулировать привод.
По большому счету, вся регулировка механизма переключения передач в условиях гаража сводится к тому, чтобы поработать над тягой выбора передач. Ее еще называют кулисой. В двух словах, кулиса – это устройство, соединяющее рычаг переключения передач с коробкой. Во время ее износа возникают такие проблемы, как:
- увеличение люфта рычага переключения;
- некорректное включение передач (вместо выбранной включается другая);
- при переключении приходится прилагать больше усилий, чем раньше;
- возникают посторонние звуки при движении рычага.
Для регулировки тяги переключения передач потребуются инструменты:
Регулировать можно двумя простыми способами. Для них будет одно общее действие: ослабить (а затем снова затянуть) хомут кулисы. Его расположение может меняться в зависимости от модели и марки авто (можно уточнить по мануалу).
- По задней передаче. Способ позволяет решить проблему некорректного включения скоростей в подавляющем большинстве случаев. Заключается он в том, что после ослабления хомута (для этого потребуется ключ) включается задняя передача (при заглушенном моторе, с соблюдением техники безопасности). Рычаг переключения выставляется в нужное положение и хомут снова затягивается.
- Также регулировка включения передач может быть проведена по первой передаче. Для этого ее нужно включить, а потом ослабить хомут. Далее привод кулисы проворачивается по часовой стрелке до тех пор, пока селектор КПП не упрется в пластиковый ступор задней передачи. Это хорошо чувствуется. Потом хомут снова затягивается, после чего регулировку можно считать оконченной.
Что в итоге
Как видно, проблемы с переключением передач не всегда означают, что необходим дорогостоящий или капитальный ремонт коробки. Во многих случаях (если нет других признаков и причин) достаточно знать, как отрегулировать коробку передач, то есть кулису на МКПП. При этом данную процедуру можно выполнить самостоятельно.
В этом случае правильно выполненные регулировки тросика АКПП позволяют избавиться от рывков и пинков автомата, а также добиться плавности и четкости во время переключения передач.
Почему включение передач может быть затруднено или не включается первая передача, вторая, задняя и т.д. Основные причины неисправностей КПП, рекомендации.
Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки.
Что такое кулиса коробки переключения передач: устройство кулисы КПП, признаки неисправностей. Регулировка кулисы переключения передач. Рекомендации.
Почему необходимо проверять и регулировать тросик АКПП при появлении рывков во время переключения передач коробки автомат. Регулировка троса АКПП.
Снятие коробки передач: демонтаж механической КПП и автоматической трансмиссии АКПП. Порядок действий при снятии КПП, что нужно учитывать, рекомендации.
Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.