Амортизаторы рекомендуется хранить в горизонтальном положении — это необходимо для того, чтобы сальники смазывались маслом. У газовых амортизаторов, кроме того, шток утоплен в корпус и зафиксирован при помощи специального крепежа.
Что же касается прокачки перед установкой, то она двухтрубным амортизаторам действительно необходима, так как в процессе хранения и транспортировки масло из внутреннего цилиндра может самопроизвольно перетечь в наружный, а в высвободившееся пространство внутреннего цилиндра может попасть воздух или газ подпора.
Для приведения амортизатора в рабочее состояние его необходимо прокачать, о чем производители дают соответствующие рекомендации. После прокачки амортизаторы следует хранить в рабочем (вертикальном) положении штоком верх.
В любом случае для сохранения гарантии, как правило, требуется установка деталей на сертифицированной СТО. А при самостоятельной установке амортизатора или картриджа необходимо следовать рекомендациям производителя (инструкция должна прилагаться), причем прокачка далеко не единственный нюанс, который следует учитывать при монтаже.
Перед покупкой можно проверить комплектность (фирменная упаковка, монтажные детали, инструкция) и визуально оценить качество изготовления амортизатора, убедиться в отсутствии следов рабочей жидкости и внешних повреждений (в первую очередь это касается штока, рабочая поверхность которого не должна иметь сколов, царапин, раковин).
Проверяя работоспособность амортизатора, необходимо учитывать, что без прокачки шток при перемещении может иметь провалы по усилию и что это не считается неисправностью. Однако штоки выбранного комплекта амортизаторов должны выходить из корпуса с одинаковой или очень близкой скоростью.
Рассказать обо всем, что рассматривалось на семинаре Kayaba, не получится, как ни старайся. Да и не все вопросы, которые поднимались участниками в ходе практически шестичасового общения со специалистом регионального представительства Kayaba по странам СНГ Вячеславом Ломейко, носили прикладной, интересный обычным автомобилистам характер. Я рискнул "отфильтровать" услышанное, и вот что из этого получилось.
Всяк по своему хорош
Амортизаторы Kayaba, выпускаемые для рынка запчастей, изготавливаются с учетом того, что им предстоит эксплуатироваться на подержанных автомобилях, состояние подвески которых по определению не может быть лучше, чем на новой машине. Следовательно, требуется больше долговечности. Поэтому модели, поступающие в запчасти, отличаются от амортизаторов, предназначенных для конвейерной установки, увеличенной жесткостью. У масляных амортизаторов серии Kayaba Premium это различие составляет 5 – 7%, у двухтрубных газонаполненных амортизаторов Kayaba Excel-G – 15 – 20%, у газовых "однотрубников" Gas-A-Just – до 35%. Достигается это настройкой клапанной системы амортизаторов.
Однако, как видим, остановив выбор на той или иной модели, можно существенно изменить характеристики подвески, и тем самым "подстроить" ее параметры к собственной манере вождения. Наибольший комфорт обеспечивают масляные Premium, но когда хочется ездить быстрее, а излишняя мягкость, ухудшая устойчивость и управляемость автомобиля при движении с высокими скоростями, этому не способствует, то предпочтительней установить на машину Excel-G или Gas-A-Just. Но специалисты Kayaba не рекомендуют бросаться в крайности. Другими словами, если прежде на автомобиле стояли масляные амортизаторы, то для них наилучшей заменой будут такие же или газонаполненные амортизаторы. А газонаполненные модели желательно заменять амортизаторами аналогичной конструкции или газовыми однотрубными.
Жесткость по требованию
Амортизаторы серий MonoMax и AGX – новинки для нашего рынка. MonoMax разработан специально для автомобилей с колесной формулой 4х4, фургонов и пикапов, а амортизаторы AGX любопытны тем, что их жесткость можно регулировать. Осуществляется это поворотом переключателя, который размещен на верхней части штока или снаружи цилиндра. Переключатель на штоке обеспечивает регулировку жесткости по четырем уровням, а переключатель на цилиндре – и вовсе по восьми. При этом положение "2" примерно соответствует характеристикам Kayaba Premium, а "8" – жесткости амортизаторов специальной спортивной серии Kayaba Ultra SR. В положении "1" обеспечивается наиболее комфортная характеристика.
Обязательная процедура
На складах амортизаторы хранят в горизонтальном положении. Это необходимо для поддержания работоспособности сальников, для чего требуется, чтобы они контактировали с амортизаторной жидкостью. Но при длительном хранении двухтрубных амортизаторов жидкость самопроизвольно перетекает из внутреннего в наружный цилиндр, а в освободившийся объем проникает воздух. В результате сам амортизатор частично теряет работоспособность, и после установки на автомобиль будет стучать при проезде неровностей, а его дроссельные клапана подвергаются разрушительным нагрузкам.
Чтобы привести амортизатор в рабочее состояние, перед установкой его нужно прокачать. Для этого амортизатор переворачивают штоком вниз и до упора задвигают шток внутрь. В таком положении необходимо сделать паузу 2 – 3 сек. Затем, удерживая шток, амортизатор переворачивают штоком вверх. Опять пауза 3 – 6 сек. Далее шток выдвигают до конца хода, амортизатор вновь переворачивают штоком вниз и повторяют процедуру снова. Всего может потребоваться 5 – 8 повторений, после чего воздух будет вытеснен из полости, в которой его присутствие нежелательно, и амортизатор можно устанавливать на автомобиль.
Чего делать не надо
При монтаже нельзя удерживать полированную часть штока при помощи плоскогубцев, разводных ключей и других подобных инструментов. В противном случае на штоке останутся царапины, которые приведут к повреждению кромки сальника и утечке масла из амортизатора.
Некоторые производители в случаях, когда амортизатор представляет собой картридж, рекомендуют перед его установкой заливать в корпус стойки масло. Отдельные автомобилисты идут еще дальше, и для лучшего отвода тепла от картриджа используют вместо масла отработанную жидкость из системы охлаждения. Фирма Kayaba для своих изделий и то, и другое запрещает. Температурные характеристики амортизаторных жидкостей, используемых Kayaba, таковы, что ни в каком дополнительном охлаждении нет необходимости. А вот случаи повреждения корпуса картриджа по причине замерзания залитого в стойку отработанного тосола фиксировались.
Кстати, о морозах
Зима – самый трудный для амортизаторов период эксплуатации. Загустевшее масло с трудом прокачивается через клапаны, а резкое перемещение штока с поршнем для клапанов подобно гидроудару. Но работа амортизатора основана на преобразовании кинетической энергии колебаний поршня в тепловую, поэтому масло обязательно прогреется. Требуется лишь первые 500 – 600 м вести машину предельно аккуратно, на небольшой скорости, избегая попаданий колес в ямы. Чем более плавно перемещается поршень внутри амортизатора, тем скорее разогревается масло.
Комментарии посетителей:
Здравствуйте А чем я могу удержать шток при монтаже при закручивании верхней гайки что бы его не повредить?
"Скажите, какие есть нюансы в хранении амортизаторов и их установке на автомобиль? В прошлом году я купил брендовые амортизаторы, установил на "правильной" СТО, но покупкой остался недоволен – новые амортизаторы были хуже старых. В силу разных причин я не смог сдать новые амортизаторы обратно. Как мне пояснили на СТО, возможно, приобретенные амортизаторы просто неправильно хранили. Скажите, какие есть нюансы в хранении? Вертикально, горизонтально? Еще я слышал, что перед установкой их нужно прокачивать, – верно ли это? И как при покупке отличить хороший амортизатор от плохого?"
Амортизаторы рекомендуется хранить в горизонтальном положении – это необходимо для того, чтобы сальники смазывались маслом. У газовых амортизаторов, кроме того, шток утоплен в корпус и зафиксирован при помощи специального крепежа.
Что же касается прокачки перед установкой, то она двухтрубным амортизаторам действительно необходима, так как в процессе хранения и транспортировки масло из внутреннего цилиндра может самопроизвольно перетечь в наружный, а в высвободившееся пространство внутреннего цилиндра может попасть воздух или газ подпора.
Для приведения амортизатора в рабочее состояние его необходимо прокачать, о чем производители дают соответствующие рекомендации. После прокачки амортизаторы следует хранить в рабочем (вертикальном) положении штоком верх.
В любом случае для сохранения гарантии, как правило, требуется установка деталей на сертифицированной СТО. А при самостоятельной установке амортизатора или картриджа необходимо следовать рекомендациям производителя (инструкция должна прилагаться), причем прокачка далеко не единственный нюанс, который следует учитывать при монтаже.
Перед покупкой можно проверить комплектность (фирменная упаковка, монтажные детали, инструкция) и визуально оценить качество изготовления амортизатора, убедиться в отсутствии следов рабочей жидкости и внешних повреждений (в первую очередь это касается штока, рабочая поверхность которого не должна иметь сколов, царапин, раковин).
Проверяя работоспособность амортизатора, необходимо учитывать, что без прокачки шток при перемещении может иметь провалы по усилию и что это не считается неисправностью. Однако штоки выбранного комплекта амортизаторов должны выходить из корпуса с одинаковой или очень близкой скоростью.