Здравствуйте! Эксплуатация автомобиля связана с необходимостью постоянно наблюдать и контролировать его поведение, а также состояние компонентов транспортного средства. Одним из ключевых считается подвеска. В связи с этим хочу вам рассказать о том, как проверить амортизаторы без посторонней помощи.
В проведении диагностических мероприятий нет ничего сложного. И в этом сами сможете убедиться после прочтения материала. Если начинают изнашиваться задние или передние стойки, имеются проблемы с системой амортизации в машине, проверка даст об этом знать.
Советую делать это в процессе эксплуатации своего автомобиля, а также при покупке подержанного авто. По подвеске можно понять общее состояние машины. Если автомобиль новый, к подвеске и амортизатором претензий не будет точно.
В общей сложности мы рассмотрим с вами 5 методов. 4 из них выполняются самостоятельно. Еще один профессиональный, и предусматривает проверку на стенде.
Способы проверки
В процессе эксплуатации автомобиля у вас могут возникать некоторые сомнения касательно того, годные или нет нынешние амортизаторы. Они бывают передние и задние на авто.
Вне зависимости от того, где и какие элементы стоят у вас на машине, для всех методы проверки, позволяющие выявить неполадки, идентичные. Добавлю лишь, что амортизатор бывает масляный, газовый и газомасляный. Если хотите знать, какой из них лучше, пишите в комментариях. Подготовим отдельный материал на эту тему, где обсудим сильные и слабые стороны каждого варианта конструкции автомобильного амортизатора.
Главное преимущество методов в том, что проверку можно провести, не снимая их. Это экспресс тесты на работоспособность и текущее состояние.
Да, снятый амортизатор даст лучше понять, что творится с ним. Ведь проблемы с подвеской не всегда означают неисправность именно амортизатора.
Все представленные процедуры применимы на любых автомобилях:
- на ВАЗ 2107;
- ВАЗ 2110;
- на Газели;
- Ладе Приора;
- Хендай Акцент;
- Деу Ланос;
- Рено Логан;
- Прадо 120;
- Ниссан Альмера;
- Киа Спортейдж;
- Шевроле Авео и пр.
Все способы самостоятельно определить неисправность опоры амортизатора или самого амортизатора делятся на такие виды:
- визуальный;
- метод раскачки;
- поведение;
- нагрев;
- стендовая проверка.
Теперь предлагаю про каждый из них поговорить отдельно, чтобы уточнить некоторые нюансы.
Визуальный метод
Для визуальной проверки вам потребуется своими глазами внимательно изучить состояние каждого из установленных на машине амортизаторов. Тут лучше задействовать яму или эстакаду, а также прихватить с собой переносной источник хорошего света.
Есть несколько косвенных признаков, указывающих на то, что амортизатор не рабочий, либо его ресурс на пределе.
- Если машина долго не эксплуатировалась, на поверхностях амортизаторов появляются следы коррозии;
- Чаще всего ржавчину замечают на видимых участках штока;
- При наличии ржавчины высока вероятность износа сальника;
- Если на корпусе присутствуют следы масла, это также плохой сигнал;
- Подобный признак указывает на разгерметизацию;
- При утечке масла иногда помогает ремонт, но зачастую неисправность устраняют путем замены;
- Обнаружив следы масла, протрите эти участки сухой ветошью, и через несколько дней еще раз посмотрите на эти участки;
- При повторном появлении масла их следует снять и заменить.
Утечка рабочей жидкости говорит о том, что нарушилась целостность корпуса. Эксплуатировать машину не стоит, но некоторое время еще можно.
Но отсутствие коррозии и масла при визуальном осмотре не гарантируют, что с амортизатором все хорошо. Еще есть вероятность износа внутренних компонентов конструкции.
Раскачка
Еще один метод, позволяющий диагностировать неисправность амортизатора. Часто фигурирует на различных тематических видео. Достаточно простой в применении и одновременно с этим информативный.
Для проверки нужно встать около передней или задней части машины, смотря какие элементы проверяете, приложить две руки к капоту или багажнику, и начать активно раскачивать вверх и вниз, прижимая руки к кузову. Лучше это делать около колеса. Когда раскачка закончится, при исправном амортизаторе машина должна без дополнительных колебаний вернуться в свое исходное положение. Если вы отпустили машину, но ее продолжает качать, это плохой сигнал.
Функционирующий амортизатор позволяет колебаниям затухнуть уже после 1 или 2 качка без вашего участия. Если кузов резко выстрелил вверх, это указывает на неисправность стойки. А когда раскачать машину вообще не получается, тут уже проблема в заклинившем штоке.
Метод не всегда эффективный, поскольку некоторые автомобили физически раскачать сложно. Плюс такая методика диагностирует проблемы лишь при действительно изношенных амортизаторах.
Поведение машины
Следующий вариант проверки, как по мне, самый лучший. Хотя признаки будут все равно косвенными. Заметив хотя бы один из симптомов, перечисленных ниже, это повод обратиться в автосервис для диагностики.
- При выезде на дорогу автомобиль начинает активно прыгать по неровностям, чего раньше не наблюдалось. Поведение уже не такое мягкое;
- Еще машина может сильно раскачиваться в разные стороны. При наезде на кочку колебания долго не прекращаются. Особенно ощутимо пассажирам задних кресел;
- Изменилась реакция машина на рулевое управление. Оно не такое четкое и чувствительное;
- Появился звук неисправного элемента подвески в виде дребезжания или стуков. Особенно при выезде на неровные участки.
Только не подумайте, что проверку нужно проводить на большой скорости или при заносах. Достаточно средней скорости и обычной ровной дороги, на которой следует выполнить несколько маневров типа змейки. Попробуйте разогнаться и остановиться.
Любой из представленных признаков указывает на то, что в подвеске есть проблемы. Это не обязательно именно амортизатор. Но это очевидный повод заняться более тщательной проверкой. И лучше сделать диагностику в хорошем сервисном центре.
Нагрев
Это наименее востребованный среди автомобилистов метод проверки. Хотя он имеет неплохие показатели точности.
Заключается он в проверке амортизаторов по их степени нагрева. Минус в том, что приходится работать очень быстро, пока признаки по естественным причинам не пропали.
Суть вот в чем. Нужно проехаться на машине, после чего припарковаться на яме или эстакаде, пробраться к амортизаторам и пощупать их руками. Все дело в том, что при работе амортизаторы нагреваются, вырабатывая большой объем тепловой энергии. Пощупайте все элементы. Если один из них холодный, либо теплый, хотя все остальные горячие, амортизатор потерял работоспособность. Он нуждается в замене или ремонте.
Стендовая диагностика
Если хотите получить профессиональную консультацию и более точный ответ, можете обратиться в автосервис, где имеется специальный стенд. Метод быстрый, не очень дорогой и информативный при условии правильного проведения.
Но он не настолько хорош, как некоторые считают. Разные стенды основываются на различных параметрах при диагностике. Если в конструкции есть иные проблемы, помимо амортизаторов, результаты могут оказаться некорректными.
Также разные стенды применяют определенные алгоритмы при оценке эффективности работы подвески. То есть в разных сервисах вам могут поставить совершенно разный итоговый диагноз. А если мастера недобросовестные, они расскажут, что амортизаторам пришел конец, и их требуется срочно менять. Хотя по факту они способны прослужить еще достаточно долго.
Могу сказать одно. Эксплуатировать машину с неисправными амортизаторами категорически нельзя. Это влечет за собой целый ряд очень опасных и нежелательных последствий.
Если вам нужна более точная самостоятельная оценка их состояния, рекомендую использовать сочетание из нескольких методов проверки поочередно.
Всем спасибо, кто нас читает! Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы и предлагайте новые темы для обсуждений!
(6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Каждый автомобилист знает, что амортизаторы – это именно та деталь автомобиля, которая требует обязательной замены в случае износа. Срок службы амортизаторов зависит от таких факторов, как:
Качество детали
Состояние дороги
Способа управления автомобилем
Нюансы выбора амортизаторов
Амортизаторы, представленные на рынке, делятся на масляные и газомасляные. Особенность масляных амортизаторов заключается в том, что в них рабочим элементом является масло. А газомасляные амортизаторы отличаются тем, что в них дополнительно осуществляется закачка газа под давлением. Конструкция и масляных, и газомасляных амортизаторов на самом-то деле не так важна, как важны их характеристики и потребительские свойства.
Необходимо отметить, что стоимость газомасляных амортизаторов выше стоимости просто масляных. Разница в цене иногда может достигать 30%. В связи с этим возникает вопрос – а стоит ли переплачивать и чем лучше газомасляные амортизаторы?
По словам специалистов, приобретение газомасляных амортизаторов все-таки имеет смысл, поскольку они существенно лучше удерживают машину на дорожном покрытии, которое имеет небольшие поперечные неровности и кочки. Говоря простым языком, газомасляные амортизаторы способствуют лучшему прижатию колес автомобиля к дороге, вследствие чего поведение машины даже на резких поворотах становится максимально надежным. Оценить по достоинству все преимущества газомасляных амортизаторов можно только при резких поворотах на предельных режимах и при быстром передвижении по отвратительному дорожному покрытию. Таким образом, автомобилистам, для которых надежная управляемость является главным в автомобиле, рекомендуется отдать своей предпочтение газомасляным амортизаторам.
Впрочем, особых различий в характеристиках и масляных, и газомасляных амортизаторов практически нет. И водители, предпочитающие быстрой езде по плохой дороге с резкими поворотами спокойное передвижение, вполне могут остановить свой выбор на масляных амортизаторах. Многие автомобилисты полагают, что масляные амортизаторы имеют меньшей срок службы. Но это не так, подобное мнение ошибочно, так как в настоящее время никакие официальные исследования не могут подтвердить данный факт.
Менять амортизаторы нужно обязательно ПАРАМИ. Некоторые фирмы даже продают их упакованными по две штуки. Допустимо ставить на автомобиль одновременно однотрубники и двухтрубники, но на одной оси они должны быть одинаковы.
Проверка работоспособности амортизатора Подготовка
Двухтрубник нужно предварительно прокачать (3-5 раз сжать и растянуть на полный ход), поставив вертикально штоком вверх (отклонение от вертикали не более 30°), и потом не класть и не переворачивать.
Однотрубник можно проверять в любом положении без подготовки.
Полностью сжать и растянуть амортизатор 4-6 раз, перед каждым циклом повернув шток в резервуаре примерно на 120° вокруг своей оси.
Перемещения должны быть плавными, с заметным усилием, без заеданий на всей длине хода. Стуки, скрипы и прочие шумы недопустимы, за исключением “сопения” — его вызывает перетекание жидкости через клапанную систему.
Сопротивление амортизатора при сжатии, как правило, меньше, чем при отбое (примерно в три раза). В конце хода растяжения не должно быть уменьшения усилия (провала), а сжатия — увеличения (подпора). У прокаченного двухтрубника провал свидетельствует о нехватке жидкости, а подпор — об ее избытке. У однотрубника провал — признак поврежденного уплотнения плавающего поршня.
Жидкость не должна вытекать из амортизатора. Следы ее пленки на штоке допустимы (он будет жирный на ощупь), но без кольцевых наплывов на нем и у сальника, вновь возникающих после снятия их тканью.
Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! Прежде, чем мы с вами вплотную займемся рассмотрением вопроса о том, как проверить работоспособность амортизатора, не совсем приятная новость.
Естественно, новость для тех, кто ещё не в курсе дела. Канул в лету метод проверки исправности амортизаторов, способом раскачки кузова вашего авто.
Когда-то, на старых моделях классики с прошлыми моделями и типами амортизаторов, раскачкой кузова можно было определить, исправен или нет амортизатор. Сложная конструкция современной подвески автомобиля не позволит вам на глаз сделать объективный вывод об исправности амортизатора.
Тогда у вас возникает резонный вопрос, – как проверить исправность амортизатора.
Чего можно ожидать от неисправных амортизаторов
Вы помните, что амортизаторы, в комплексе с другими элементами подвески, отвечают за гашение колебаний кузова и колес, позволяют надёжно и безопасно взаимодействовать колесам с дорогой, препятствуют созданию неконтролируемых кренов автомобиля.
Основная неисправность амортизаторов – изменение их эксплуатационных характеристик, которое происходит из-за: нарушения герметичности, износа или механических повреждений рабочих деталей (шток) амортизатора.
К каким последствиям приводит неисправность амортизаторов:
- нарушение управляемости авто. Помните фразу «не справился с управлением…». Она удивляет, иной раз. Как с ним можно не справиться? Ответ прост: неисправные амортизаторы сделали авто на скорости, да при прохождении поворота, просто самопроизвольно движущейся кучей металла;
- увеличение тормозного пути, вероятность «ухода» в сторону при среднем или экстремальном торможении;
- снижение курсовой устойчивости автомобиля;
- снижение грузоподъёмности;
- ускорение износа и выхода из строя таких элементов подвески, как: пружины, опоры стоек, подшипники ступиц, сайлент-блоки, ШРУСы и т.д. То есть вероятность выхода из строя подвески, ускоряется по времени;
- ухудшение комфортности движения в салоне. Вашей, между прочим, комфортности, когда все неровности дороги, в которых у нас нет недостатка, вы ощущаете на себе.
Как проверить исправность амортизатора
Важно! Речь пойдет о том, как проверить исправность амортизатора, но не работоспособность. Работоспособность, то есть соответствие амортизатора техническим характеристикам производителя – это отдельный разговор.
Проверить исправность амортизатора собственными силами можно только визуальным осмотром. При визуальном осмотре без демонтажа амортизатора, вы можете определить исправность герметичности и наличие механических повреждений (вмятин).
А именно, при наличии на корпусе амортизатора масляных подтеков и капель, сразу делайте вывод о том, что уплотнения пришли в негодность. Это говорит о скором выходе из строя и необходимости замены амортизатора.
Существующая версия о том, что наличие масляного «тумана» на корпусе – это неисправность, несколько ошибочна. Этот налет при работе амортизатора считается нормальным явлением.
Если вы проводите диагностику амортизатора, предварительно сняв его, то следует обратить внимание на шток: не должно быть следов коррозии, задиров и, тем более, деформации штока.
Как проверить работоспособность амортизатора
То есть, как проверить, соответствуют ли характеристики, заложенные в этот механизм, требованиям к выполнению амортизатором своих прямых функций. Этот вид диагностики амортизатора можно провести только при помощи приборов или на специальных стендах.
- Прибор с датчиком перемещения. Прибор «ручной». Крепится к крылу авто, а датчик кладется на землю. Методом раскачки кузова производится съём данных. При этом в прибор вводятся заводские параметры, которые отвечают норме работоспособности амортизатора. Работоспособность амортизатора определяется в процентном соотношении.
- Shock-test (шок-тест) проводится на стенде. Колеса оси приподнимают и резко опускают. Компьютер регистрирует коэффициент затухания колебаний амортизатора.
- Экспресс – диагностика (резкое торможение). Проводится на стенде с платформами. Одновременно диагностируется и эффективность тормозной системы. Автомобиль въезжает на платформу и резко тормозит. Происходит фиксация колебаний кузова и нагрузки на датчики платформы. Точность такого метода оставляет желать лучшего.
- Кроме того, существуют стенды для проверки работоспособности амортизаторов амплитудно-резонансным способом.
Каждый из перечисленных способов показывает коэффициент эффективности амортизаторов, на основании которого можно принимать решение о работоспособности амортизатора и необходимости его ремонта или замены.
Как проверить новые амортизаторы
Казалось бы, что проще. Пришел в магазин, тебе выдают новый в упаковке амортизатор (пару, так как обязательное условие замены амортизатора – замена пары на одной оси).
Проще, но не очень. Многие производители научились делать красивые упаковки, но не обременяют себя приложением инструкции с описанием технических характеристик амортизаторов.
Можно проверить новый амортизатор и на стенде, но… только после покупки. Поэтому остается старый дедовский способ проверки нового амортизатора.
- Визуальный, наружный осмотр. Проверяем маркировку. Которая должна соответствовать каталогу изготовителя. Проверяем амортизатор на наличие механических повреждений корпуса, штока, сальников и т.д. проверяем резьбовые соединения. Естественно, ни о каких подтёках масла речь не должна идти.
- Проверка геометрического соответствия. Понадобятся линейка и штангенциркуль. Проверяем длину в сдвинутом состоянии, ход штока (ориентируемся либо на рекомендации производителя, либо отклонение от номинальных значений может быть в пределах ±5 мм). Диаметр штока.
- Проверка работоспособности амортизатора. Однотрубный можно проверять без предварительной подготовки. Сжать и растянуть амортизатор 3-5 раз. Перемещения штока должны быть плавными, с одинаковым усилием, без заедания и резких толчков. Не должно быть никаких посторонних шумов или скрипов, кроме естественного «сопения». Это результат перетекания жидкости внутри амортизатора. Двухтрубный нужно предварительно подготовить, а именно: прокачать 3-5 раз, затем поместить вертикально, шток вверх, и после этого не класть и не переворачивать.
Удачи вам при диагностике исправности и работоспособности амортизаторов.