Всеееем доброго времени суток!)
кто читал, тот знает, я на позапрошлой б.ж писал что снял бортовые передачи. Тут меня сюрпризов не было. все по допуску)) как уж зашел разобрал, помыл да и новые прокладки ставил, и новые сальники.Хотя и сальники были в отличном состоянии) ну раз "зашел" в боротвую, я расходники меняю уж, не смотря на состояние.
Но вот прилипшая прокладка занимает уйму времени, пока его стамеской отшкрабливаеш может проити день и может 2, они за 30 лет так одубели, прилипли на мертво.уф.уф…уф.уфуфуффф.
потом режем прокладки из паронита)
Ребят подскажите чем можно дырки под болты сделать? а то я уже заеб…ся сверлить, после сверлы остается прокладка как завальцованная и плотно не прилегает? с ножницами иногда рвется. Может кто то видил что нибудь самодельное?
вот такие новости) вы пока читайте, а я пошел в гараж)
26.02.2018
Перестройка конечных передач трактора Т-25
Поднять трактор Т-25 домкратом или гидравлическим подъемником так, чтобы расстояние между задними колесами и землей при перестройке из низкой наладки в высокую было не менее 220 мм.
Для подъема можно использовать гидравлический подъемник. Для этого подставляют под прицепной брус механизма навески подставку высотой 450—600 мм (можно воспользоваться навешенным двухкорпусным плугом), пускают двигатель и ставят рычаг распределителя в положение опускания. Когда трактор поднимется и рычаг распределителя вернется в нейтральное положение, нужно заглушить двигатель и запереть цилиндр клапаном ограничения хода.
1. Проверить, отпущены ли тормоза.
2. Снять одно колесо вместе с диском с фланца оси.
3. Снять все гайки и пружинные шайбы со шпилек крепления корпуса конечной передачи.
Рис 10. Ввинчивание болтов-съемников бортовых передач трактора Т-25.
4. Ввинчивая болты (M12х1,75) в резьбовые отверстия тормозных рукавов (рис. 10), сместить ими как съемниками корпус передачи с установочных штифтов, запрессованных во фланец рукава, и со шпилек.
5. Установить корпус конечной передачи в нужное положение, затянуть на шпильках гайки, положив пружинные шайбы.
При перестройке в основную наладку бортовые передачи устанавливают под углом 45° назад (рис. 11 а), а при перестройке в высокую — вертикально вниз (рис. 11 б).
Перестройка трактора Т-25
Рис. 11а, б. Перестановка конечных передач.
При перестройке трактора Т-25 в низкую наладку бортовые передачи ставят вперед (рис. 12 а) или назад (рис. 12 б), снимают с рукава крыло, вместо него ставят кронштейн, как показано на рис. 12 а и 12 б, а сверху укрепляют крыло.
Крепление крыльев трактора изменяется в зависимости от наладки трактора (рис. 13). В низкой наладке крылья устанавливаются на кронштейны 3 крыла и плоские кронштейны 5.
При повороте бортовых передач назад правый и левый кронштейны меняются местами.
В основной и высокой наладках крылья устанавливаются непосредственно на плоские кронштейны 5.
Между крыльями установлены полики, закрывающие тяги механизмов управления трактором Т-25.
Рис. 12 а, б.
Установка дополнительных кронштейнов под защитные крылья ведущих колес.
Рис. 13. Установка крыльев на трактор Т-25:
а) — низкая; бортовая вперед; б) — низкая; бортовая назад; в) — основная наладка; г) — высокая наладка; 1 — крыло; 2 — передний полик; 3 — кронштейн крыла; 4 — планка; 5 — кронштейн.
Передний полик 2 крепится непосредственно к крыльям или через переходную планку 4 (в низкой наладке).
Передние крылья служат для защиты водителя от грязи и устанавливаются на оси поворотных кулаков только в основной и высокой наладках трактора при выполнении транспортных работ.
Перестройка заднего навесного устройства производится в следующем порядке (табл. 1).
садовая (низкая) рис.16
Снять и повернуть подъемные рычаги так, чтобы метки на торцах ступиц рычагов расположились выше меток на торцах подъемного вала на следующее число шлиц
Вставить и закрепить гайками пальцы продольных тяг в отверстиях боковых кронштейнов
Отрегулировать раскосы продольных тяг на длину, мм
Закрепить раскосы в отверстиях, расположенных в средней части продольных тяг
Закрепить передний шарнир верхней центральной тяги в отверстии среднего кронштейна (считая снизу)
Установить в центральную тягу соединительную трубу
Укороченные (скоба переставлена на 3-е звено)
Длину верхней центральной тяги окончательно регулируют, вращая соединительную трубу при установке навешенной машины в рабочее положение.
Во всех наладках трактора, кроме работы с прицепными орудиями, каждую ограничительную цепь прикрепляют одним концом к боковому кронштейну продольной тяги, а другим концом — к скобе, расположенной сзади на противоположной тяге.
14. Схема расположения элементов заднего навесного устройства при подготовке трактора Т-25 для работы в огородной (высокой) наладке.
Рис. 15. Схема расположения элементов заднего навесного устройства при подготовке трактора Т-25 для работы в огородной (пониженной, с поворотом бортовой передачи на 45° назад) наладке.
Длину цепей регулируют вращением винтовой стяжки после поднятия орудия в транспортное положение. Боковое раскачивание поднятого орудия не должно превышать 20 мм в каждую сторону, в месте присоединения орудия к шарнирам продольных тяг. Когда орудие в рабочем положении (опущено), цепи должны свободно провисать.
Рис. 16. Схема расположения заднего навесного устройства при подготовке трактора Т-25 для работы в садовой (низкой) наладке.
Бортовая трактора Т-25 (конечные передачи)
Бортовая передача трактора т-25 служит для передачи крутящего момента от дифференциала к задним ведущим колесам. На Т-25 устанавливаются две идентичные бортовые (конечные) передачи, присоединяющиеся вместе с тормозными рукавами к корпусу коробки передач.
Корпус бортовой передачи изготовлен из чугуна и является частью несущего остова трактора Т-25. В верхнем фланце корпуса имеются резьбовые отверстия для двух штифтов и шпилек, служащих для установки бортовой передачи.
Штифты вмонтированы во фланец корпуса и легко входят в отверстия фланца тормозного рукава.
Ведущая шестерня бортовой передачи вращается на двух шариковых радиальных подшипниках, установленных в расточках корпуса. Внутренний подшипник закрыт корпусом сальника, а наружный — сплошной крышкой. Для предотвращения течи масла из конечной передачи в тормозной рукав применяется самоподжимной сальник. На наружной стороне подшипника имеется шайба, защищающая и повышающая надежность уплотнения. Во фланце корпуса предусмотрено четыре сквозных отверстия, разгружающие сальник от высокого давления масла. В корпусе сальника имеются специальные цековки, через которые масло сливается в корпус бортовой передачи.
Бортовая трактора Т-25 (схема)
1 — ведомая шестерня бортовой передачи; 2 — роликовый конический подшипник; 3 — защитное кольцо; 4 — резиновая диафрагма; 5 — упорное кольцо уплотнения; 6 — резиновое уплотнительное кольцо; 7 — ось заднего колеса; 8 — пружина уплотнения; 9 — прижимное кольцо; 10 — внутреннее защитное кольцо; 11 — нажимное кольцо уплотнения; 12 — крышка уплотнения; 13 — корпус бортовой передачи; 14 — крышка; 15 — шариковый подшипник; 16 — ведущая шестерня бортовой передачи; 17 — шариковый подшипник с защитной шайбой; 18 — корпус сальника; 19 — самоподжимной сальник; 20 — тормозной рукав; 21 — штифт; 22 — резиновое уплотнительное кольцо; 23 — конический роликовый подшипник; 24 — крышка; 25 — гайка; 26 — упорная шайба; 27 — стакан подшипника; 28 — регулировочные прокладки; 29 — распорное кольцо; 30 — поддон.
Внутренние кольца подшипников плотно насажены на вал ведущей шестерни. В средней части вала ведущей шестерне имеются две канавки для установки шпонок тормозного шкива. Внутренний конец вала оснащен шлицами необходимые для соединения с полуосевой шестерней дифференциала.
Ведущая шестерня бортовой передачи трактора Т-25 постоянно зацеплена с ведомой шестерней, установленной на шлицах оси заднего колеса. Ось изготовлена совместно с фланцем, к которому присоединен специальными болтами диск заднего ведущего колеса. Ось заднего колеса размещается на двух роликовых конических подшипниках в нижних расточках корпуса.
Бортовая трактора Т-25 оснащается торцевым сальником с металлическими уплотняющими кольцами, служащий для предотвращения защиты конечных передач от попадания грязи и воды, а также течи масла. Упорное кольцо насажено на ось до упора во фланец. При помощи четырех пружин, к торцевой поверхности упорного кольца прижимается нажимное кольцо.
Сборка бортовой трактора Т-25
Во время сборки бортовой передачи крышку вместе с нажимным и защитным кольцами, диафрагмой и пружинами устанавливают на ось колеса до того, как на нее напрессовывают внутренние кольца подшипника и присоединяют к корпусу бортовой передачи при помощи четырех болтов. Болты закручиваются через два больших отверстия, находящихся во фланце оси колеса и контрятся стопорной пластиной.
В правильно собранной бортовой передачи упорное кольцо вращается совместно с осью, а пружины поджимают к нему зафиксированное нажимное кольцо. Трущиеся торцевые поверхности колец цементируют, закаливают до высокой твердости и притирают друг к другу. Во время работы они постоянно прижаты, что улучшает надежное уплотнение бортовой передачи. Для предохранения деталей уплотнения от повреждений используются защитное кольцо и внутреннее кольцо, приваренное к оси.
Нижняя часть корпуса бортовой передачи трактора Т-25 оснащена прямоугольным люком, через который устанавливают ведомую шестерню. Для контроля уровня масла в корпусе бортовой передачи, а также для его слива и заливки, предусмотрены отверстия, закрывающиеся коническими пробками.
Бортовая передача трактора т-25 передает к ведущим задним колесам от дифференциала крутящий момент.
На Т-25 монтируются две одинаковые конечные (бортовые) передачи. Они вместе с рукавами (тормозными) крепятся к корпусу КПП.
Корпус передачи изготавливается из чугуна, выступает важной частью несущего острова Т-25. Особые резьбовые отверстия располагаются во фланце корпуса (верхнем). Они предназначены для шпилек и штифтов, которые применяются при установке передачи. Штифты зафиксированы во фланце корпуса. При этом они (штифты) также легко входят и в отверстия фланца рукава (тормозного).
Шестерня передачи (ведущая) вращается на подшипниках (радиальные, шариковые; их два).
Последние устанавливаются в расточках корпуса. Наружный подшипник закрыт сплошной крышкой, а внутренний — корпусом сальника. Чтобы избежать утечки масла в тормозной рукав из конечной передачи используется сальник самоподжимного типа. На наружной стороне находится шайба, которая защищает, а также делает уплотнение более надежным. От высокого масляного давления сальник защищают четыре сквозных отверстия, которые предусмотрены во фланце корпуса. А еще в корпусе сальника есть особые цековки – именно через них масло поступает (сливается) в корпус передачи.
Бортовая трактора Т-25 (схема)
Главные элементы, обозначенные на схеме:
- гайка (25);
- штифт (21);
- поддон (30)
- крышка (24);
- крышка (14);
- упорная шайба (26);
- защитное кольцо (3);
- корпус сальника (18);
- тормозной рукав (20);
- ось заднего колеса (7);
- прижимное кольцо (9);
- распорное кольцо (29);
- крышка уплотнения (12);
- стакан подшипника (27);
- пружина уплотнения (8);
- резиновая диафрагма (4);
- шариковый подшипник (15);
- самоподжимной сальник (19);
- корпус бортовой передачи (13);
- регулировочные прокладки (28);
- кольцо уплотнения (упорное) (5);
- защитное внутреннее кольцо (10);
- кольцо уплотнения (нажимное) (11);
- конический роликовый подшипник (2);
- уплотнительное кольцо (резиновое) (6);
- конический роликовый подшипник (23);
- уплотнительное кольцо (резиновое) (22);
- шестерня (ведомая) бортовой передачи (1);
- шестерня (ведущая) бортовой передачи (16);
- подшипник шарикового типа с защитной шайбой (17).
Кольца подшипников (внутренние) достаточно плотно насажаны на вал ведущей шестеренки. В его (вала) средней части есть две канавки, которые предназначены для установки шпонок шкива (имеется в виду тормозной шкив). Шлицы находятся на конце вала (его внутренний конец). Они используются для соединения с шестерней-полуосью дифференциала.
Ведущая шестеренка передачи Т-25 находится в постоянном, неразъемном зацеплении с шестеренкой ведомой, которая расположена на шлицах оси колеса (заднее колесо). Кстати, ось выполнена вместе с фланцем. К последнему диск ведущего заднего колеса крепится болтами. Сама ось заднего колеса крепится на роликовых конических подшипниках (всего их два) в расточках (нижних) корпуса.
Бортовая трактора Т-25 дополняется сальником (торцевым) с уплотняющими металлическими кольцами. Упомянутый сальник защищает конечные передачи от вероятной течи масла, запыления, контактов с водой. Во фланец на ось и до самого упора насажено упорное кольцо. К его (упорного кольца) торцевой поверхности посредством четырех пружин прижимается кольцо нажимное.
Сборка бортовой трактора Т-25
В процессе сборки передачи крышку с пружинами, кольцами (защитным и нажимным), диафрагмой, ставят на ось колеса. Причем это происходит еще до напрессовки колец подшипника (внутренние). Затем, используя четыре болта, всю это конструкцию прижимают к корпусу передачи. Кстати, болты закручиваются через специальные отверстия (их два и они довольно большие), расположенные во фланце оси колеса. Затем они контрятся с использованием стопорной пластины.
Если бортовая передача была правильно собрана, то здесь упорное кольцо вращаться будет вместе с осью. При этом зафиксированное нажимное кольцо будут поджимать к нему пружины. Торцевые поверхности колец (трущиеся) традиционно закаливают, цементируют, притирают. Они, в процессе работы, находятся в постоянно прижатом состоянии – это повышает надежность уплотнения передачи.
Чтобы защитить уплотнительные детали от дефектов, повреждений, используют внутреннее (приваренное к оси) и защитное кольцо.
Нижняя часть корпуса передачи Т-25 дополняется прямоугольным люком. Именно через него ставится ведомая шестерня. Чтобы сливать, заливать, контролировать уровень масла в корпусе передачи имеются особые отверстия (прикрыты коническими пробками).
Устройство, запчасти и комплектующие.
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ
РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________
ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________
КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
Бортовая передача и тормоза трактора Т-25
Бортовые передачи заднего моста трактора Т-25
Бортовые (конечные) передачи Т-25 передают крутящий момент от полуосевых шестерен дифференциала к задним ведущим колесам трактора. На тракторе установлены две одинаковые бортовые передачи, прикрепленные вместе с тормозными рукавами к боковым поверхностям корпуса главной передачи.
Литой чугунный корпус 13 (рис. 44) бортовой передачи составляет часть несущего остова трактора. В верхнем фланце корпуса выполнены резьбовые отверстия для шпилек крепления бортовой передачи и два отверстия под штифты 21.
Эти штифты запрессованы во фланец корпуса и свободно входят в отверстия наружного фланца тормозного рукава 20 и определяют положение корпуса бортовой передачи при различных наладках трактора.
Рис.44. Бортовая (конечная) передача заднего моста Т-25
1 — ведомая шестерня бортовой передачи; 2 — роликовый конический подшипник; 3 — защитное кольцо; 4 — резиновая диафрагма; 5 — упорное кольцо уплотнения; 6 — резиновое уплотнительное кольцо; 7 — ось заднего колеса; 8 — пружина уплотнения; 9 — прижимное кольцо; 10 — внутреннее защитное кольцо; 11 — нажимное кольцо уплотнения; 12 — крышка уплотнения; 13 — корпус бортовой передачи; 14 — крышка; 15 — шариковый подшипник; 16 — ведущая шестерня бортовой передачи; 17 — шариковый подшипник с защитной шайбой; 18 — корпус сальника; 19 — самоподжимной сальник; 20 — тормозной рукав; 21 — штифт; 22 — резиновое уплотнительное кольцо; 23 — конический роликовый подшипник; 24 — крышка; 25 — гайка; 26 — упорная шайба; 27 — стакан подшипника; 28 — регулировочные прокладки; 29 — распорное кольцо; 30 — поддон.
В верхние расточки корпуса входят наружные кольца двух шариковых радиальных подшипников, в которых вращается ведущая шестерня 16 бортовой передачи трактора Т-25 Владимирец. Наружный подшипник 15 закрыт сплошной крышкой 14, а внутренний — корпусом 18 сальника.
Самоподжимной сальник 19 препятствует течи масла из бортовой передачи в тормозной рукав. Для повышения надежности работы уплотнения подшипник 17 имеет с наружной стороны защитную шайбу.
Кроме того, для разгрузки сальника от повышенного давления масла во фланце корпуса выполнено четыре сквозных сверления, а в корпуса сальника — специальные цековки, через которые происходит слив масла из корпуса сальника обратно в корпус бортовой конечной передачи трактора Т-25 ВТЗ.
Внутренние кольца подшипников 15 и 17 напрессованы на вал ведущей шестерни до упора в шестерню, выполненную заодно с валом. В средней части вала ведущей шестерни предусмотрены две специальные шпоночные канавки для шпонок тормозного шкива.
На внутреннем конце вала нарезаны шлицы для соединения с полуосевой шестерней дифференциала заднего моста Т-25. Ведущая шестерня бортовой передачи находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 1, расположенной на шлицах оси 7 заднего колеса.
Ось выполнена заодно с фланцем, к которому прикреплен специальными болтами с коническими подголовками диск заднего ведущего колеса. Ось заднего колеса установлена в нижних расточках корпуса на двух роликовых конических подшипниках.
Внутреннее кольцо подшипника 2 напрессовано на цилиндрическую поверхность оси колеса заднего моста Т-25 до упора в бурт. Далее на ось надеты ведомая шестерня 1, распорное кольцо 29, внутреннее кольцо конического подшипника 23 и шайба 26. Набор деталей на оси затянут корончатой гайкой 25. Наружное кольцо подшипника 23 входит в стакан 27 до упора в бурт.
Стакан с подшипником закрыт штампованной крышкой 24. Под фланцем стакана имеются тонкие стальные прокладки 28, которыми регулируют осевой зазор в конических подшипниках. В кольцевой канавке стакана размещено уплотнительное резиновое кольцо 22.
Для предупреждения течи масла из конечных передач Т-25 и защиты их от грязи и воды в месте выхода оси колеса из бортовой передачи предусмотрен торцовый сальник с металлическими уплотняющими кольцами.
Упорное кольцо 5 надето на ось до упора во фланец. К торцовой поверхности упорного кольца четырьмя пружинами 8 прижато нажимное кольцо 11. Нажимные пружины вставлены в сверления нажимного кольца и крышки 12. В крышку запрессованы также два штифта, которые свободно входят в отверстия нажимного кольца и удерживают его от проворачивания.
К крышке двумя болтами прикреплены резиновая диафрагма 4 и защитное кольцо 3. Внутренним отверстием диафрагма смонтирована на цилиндрической поверхности нажимного кольца и плотно прижата к его фланцу кольцом 9.
При сборке бортовой передачи заднего моста трактора Т-25 Владимирец крышку вместе с диафрагмой, пружинами, защитным и нажимным кольцами устанавливают на ось колеса до напрессовки на нее внутреннего кольца подшипника 2 и крепят к корпусу бортовой передачи четырьмя болтами.
Болты завинчивают через два больших отверстия во фланце оси колеса и контрят стопорной пластиной. В собранной бортовой передаче упорное кольцо 5 вращается вместе с осью, а пружины 8 прижимают к нему неподвижное нажимное кольцо.
Торцовые трущиеся поверхности колец цементируют, калят до высокой твердости и тщательно притирают друг к другу. В процессе работы они постоянно прижаты, что обеспечивает надежное уплотнение бортовой передачи Т-25.
Защитное кольцо 3 и приваренное к оси внутреннее кольцо 10 предохраняют детали уплотнения от повреждений. Снизу корпус бортовой передачи имеет прямоугольный люк, через который монтируют ведомую шестерню. Люк закрыт поддоном 30. Для заливки, слива и контроля уровня масла в корпусе бортовой передачи предусмотрены отверстия, закрытые коническими пробками.
Отверстия размещены так, чтобы в каждом положении бортовой передачи при переналадке трактора Т-25 были обеспечены удобная заправка, слив масла и контроль его уровня.
На наружном фланце оси ведущего колеса выполнены обработанная расточка и два резьбовых отверстия для крепления привода рабочих машин, требующих синхронного отбора мощности. Резьбовые отверстия закрыты двумя деревянными пробками. Эти отверстия используют также для демонтажа упорного кольца 5.
Тормоза и тормозные рукава трактора Т-25 ВТЗ
Трактор Т-25 оборудован двумя ленточными тормозами плавающего типа, действующими независимо один от другого на валы ведущих шестерен бортовых передач и связанные с ними ведущие колеса.
Тормозной рукав 2 (рис. 45) прикреплен шпильками и двумя штифтами к боковой поверхности корпуса главной передачи. К меньшему фланцу рукава крепится корпус бортовой передачи.
Чугунный тормозной шкив 26 посажен на валу ведущей шестерни бортовой передачи заднего моста трактора Т-25 на двух шпонках. От осевых перемещений шкив удерживают пружинные стопорные кольца 1, размещенные в канавках шпонок.
Лента 28 охватывает наружную поверхность тормозного шкива. Лента изготовлена из специальной стали, ее концы выполнены в виде проушин и приклепаны стальными заклепками.
К внутренней поверхности тормозной ленты Т-25 приклепана трубчатыми латунными заклепками асбестовая накладка. В проушины концов ленты вставлены пальцы 3, соединяющие ее с тормозными рычагами 4 и серьгами 15, Вторые концы серег при помощи пальца 14 присоединены к тяге 5.
Рис. 45. Рукава с тормозами трактора Т-25
1 — стопорное кольцо; 2 — тормозной рукав; 3 — палец ленты; 4 — тормозной рычаг; 5 — регулировочная тяга; 6 — регулировочный упорный болт; 7 — ось тормозного рычага; 8 — крышка тормоза; 9 — штифт; 10 — верхняя крышка; 11 — сферическая гайка; 12 — валик левой педали тормозов; 13 —рычаг; 14 — палец; 15 — серьга; 16 — пружина; 17 — упор педалей; 18 — защелка горного тормоза; 19 — палец; 20 — планка блокировки тормозов; 21 — оттяжная пружина; 22 — педаль правого тормоза; 23 — педаль левого тормоза; 24 — валик правой педали тормозов; 25 — шпонка; 26 — шкив тормоза; 27 — регулировочный винт; 28 — тормозная лента; 29 — шплинт; 30 — кронштейн защелки горного тормоза; 31 — пружина защелки.
Тормозные рычаги 4 закреплены винтами с конусными хвостовиками на осях 7, свободно установленных в горизонтальных расточках крышки 8. От осевых перемещений оси 7 и валики 12 и 24 педалей удерживают штифты 9, вставленные в сверления крышки и кольцевые канавки осей и валиков.
Сверху крышка рукава закрыта крышкой 10. На каждой оси 7 установлена пружина кручения 16. Витки пружины размещены по обеим сторонам головки тормозного рычага, верхний отогнутый конец пружины упирается в крышку 10, а нижние нажимают на проушины тормозной ленты трактора Т-25
Владимирец и отводят ленту с тормозными рычагами от шкива.
Тормозные рычаги 4 под действием пружин 16 прижимаются к сферическим хвостовикам регулировочных упорных болтов 6, завинченных спереди и сзади в крышку рукава и закрепленных контргайками. Внизу лента опирается на регулировочный винт 27.
Валики 12 и 24 педалей левого и правого тормозов Т-25 проходят через средние расточки крышек 8. Справа к короткому валику 24 приварена педаль 22 правого тормоза. Длинный валик 12 педали левого тормоза проходит над корпусом главной передачи.
К правому концу валика болтом с коническим хвостовиком прикреплена педаль 23 левого тормоза. В ступицу педали вставлена тонкостенная латунная втулка, через которую валик 12 педали левого тормоза опирается на выступающий из крышки 8 конец валика правого тормоза.
Оттяжные пружины 21 прижимают педали к упору 17, приваренному к полику. На каждом валике педалей болтом с коническим хвостовиком закреплен рычаг 13, в конусное сверление которого входит сферическая гайка, навинченная на резьбовой конец тяги 5.
При нажатии педали тяга проворачивается вместе с валиком и поворачивает рычаг 13, который перемещает вверх сферическую гайку 11 и соединенную с ней тягу 5 с серьгами.
При этом серьги перемещают нижние головки обоих рычагов 4 к середине тормозного рукава. Концы лент сближаются, и лента прижимается к тормозному шкиву. Схема работы тормоза при движении трактора передним или задним ходом показана на рис. 46.
Рис. 46. Схема работы тормоза трактора Т-25
а — тормоз расторможен; б — тормоз заторможен при движении трактора вперед (стрелкой показано направление вращения шкива тормоза); в — тормоз заторможен при движении трактора назад; 1 — шкив тормоза; 2 — тормозная лента; 3 — педаль тормоза; 4 — рычаг; 5 — тяга; б — задний тормозной рычаг; 7 — задний регулировочный упорный болт; 8 — передний регулировочный упорный болт; 9 — передний тормозной рычаг; 10 — серьги.
При работе трактора на переднем ходу шкив вращается по направлению часовой стрелки (рис. 46,б). После того как лента коснется тормозного шкива, задний тормозной рычаг 6 с набегающим концом ленты будет отброшен силами трения назад, до упора в регулировочный болт 7.
Затяжка тормоза будет осуществляться перемещением сбегающего конца тормозной ленты Т-25 при помощи переднего тормозного рычага 9. Силы трения между накладкой и шкивом будут увлекать ленту в направлении затяжки, что обеспечивает надежное торможение при небольшом усилии на педали.
При работе трактора на заднем ходу шкив вращается в обратном направлении (рис. 46, в). В этом случае набегающим будет передний конец тормозной ленты и передний рычаг 9 прижат к упору 8, а затяжка тормоза будет осуществляться перемещением сбегающего конца тормозной ленты при помощи заднего тормозного рычага 6.
После окончания торможения оттяжные пружины 21 (см. рис. 45) возвращают педали тормозов в первоначальное положение, а пружины 16 отводят ленту от тормозного шкива. Педали должны возвращаться в исходное положение свободно, без заедания.
Если педаль заедает и она не возвращается до упора в полик, то необходимо освободить болты крепления крышек 8 и провернуть крышки в пределах зазора между отверстиями в них и болтами, обеспечив соосность расточек под оси педалей правого и левого тормозов Т-25.
Тормозные педали расположены у правого крыла трактора ВТЗ. К подушке правой педали приклепана планка 20 блокировки, которая может быть введена в прорезь левой педали, при этом педали будут жестко соединены между собой и при нажатии па одну педаль будут действовать оба тормоза.
При остановке трактора на уклоне и работе со стационарными машинами сблокированные тормоза фиксируют защелкой 18. Защелка установлена на кронштейне 30, прикрепленном к корпусу главной педали вместе с правой крышкой валиков переключения.
Пружина 31 прижимает защелку к полику. Для фиксации затянутых тормозов трактора Т-25 необходимо переместить защелку вперед так, чтобы один из зубьев защелки вошел в зацепление с пальцем 19, приваренным к педали левого тормоза.
Для того чтобы освободить зафиксированные педали, необходимо нажать педаль, при этом палец 19 выйдет из зацепления с зубом защелки и пружина 31 отбросит защелку назад, до упора в полик.
В незаторможенном состоянии зазор между шкивом и накладкой составляет 1 —1,5 мм, что соответствует ходу педали 30—50 мм. Регулируют зазор винтом 27 и упорными болтами 6.
В правильно отрегулированных тормозах трактора Т-25 ход правой и левой педалей должен быть одинаковым, так как неравномерная затяжка тормозов при работе на транспортных скоростях, особенно на скользкой дороге, может вызвать резкий поворот трактора и привести к аварии.
Замасливание накладок тормозных лент снижает эффективность работы тормозов, поэтому концы ведущего вала, выходящие из главной и бортовых передач, уплотнены самоподжимными сальниками. Для стока масла, просочившегося в тормозной рукав, в нижней части рукава предусмотрено отверстие со шплинтом 29.