- Промывка котлов
- Очистка радиаторов
- Промывка системы отопления
- Последствия неправильного ухода за системой охлаждения
- Когда нужно промывать систему охлаждения двигателя?
- Какой способ промывки выбрать
- Промывка системы охлаждения водой
- Использование подкисленной воды
- Используемые средства – авто химия
- Основные ошибки при промывке СО двигателя
- Подводим итог
Каустическая сода или гидроксид натрия представляет собой химическое вещество, которое имеет в народе множество названий. Продается оно в виде белого порошка, геля или гранул.
Помимо этого существуют специальные средства, в составе которого содержится это вещество. Каустик обладает хорошими разъедающими свойствами. Именно поэтому его широко используют для промывки различных систем. Но, чтобы добиться максимального эффекта, необходимо разобраться, как именно проводятся промывочные работы.
Промывка котлов
В процессе производства, установки и эксплуатации котла внутри него могут образоваться вещества, которые в результате негативно скажутся на работе всей системы. Устранить такие примеси можно с помощью каустической соды.
Помимо этого ее применяют после обработке агрегата кислотами. Каустик снижает риск возникновения налета и накипи.
Промывка котла проводится по довольно простой схеме:
- заполнить агрегат водой;
- добавить соду;
- нагреть котел до определенной температуры и поддерживать его в таком состоянии до 24 часов;
- слить воду и провести окончательную чистку оборудования.
При проведении очистительных работ стоит тщательно рассчитать, сколько активного вещества понадобится для этого. Так, на 1 м3 воды пойдет близко 9 кг каустической соды. При выполнении чистки стоит следовать основным правилам безопасности.
Очистка радиаторов
Жители многоэтажных домов старой постройки часто сталкиваются с такой проблемой, как плохое отопление жилого пространства.
Часто такие проблемы возникают на фоне загрязнения радиаторов отопительной системы. Из-за этого они не способны пропускать достаточное количество теплоносителя и тем сам нагреваться до нужной температуры.
Промывка радиаторов осуществляется несколькими способами. Если нет возможности провести работу специальными аппаратами, то для этого используют щелочи. Прежде всего, нужно демонтировать батарею. Лучше всего работы проводить в ванной.
Процесс осуществляется в такой последовательности:
- С помощью шланга или лейки внутрь заливается горячая вода. Заглушки нужно открыть, чтобы грязная вода беспрепятственно выходила из батареи. Когда воды в ней будет достаточно, необходимо хорошенько встряхнуть. Обработка проводится до тех пор, пока большие куски не будут извлечены.
- Залить каустик. Когда реакция закончиться, батарею снова встряхнуть. Для этого можно слегка постукать по ней резиновым или деревянным молотком. Это значительно улучшит качество очистки.
- Вымыть радиатор проточной водой. Это нужно делать до тех пор, пока не исчезнет пена или запах щелочи.
По окончанию проводится монтаж отопительного элемента на место, после чего нужно проверить его в действии.
Промывка системы отопления
В процессе эксплуатации отопительной системы возможно ее засорение известковыми, окисными и илистыми отложениями. В результате этого температурные показатели снижаются. Возможно и полный ее выход из эксплуатации. Если своевременно не выполнить очистительные работы, то это может привести к катастрофическим последствиям.
Обладая определенными навыками и знаниями, с такой работой сможет справиться каждый самостоятельно.
Сам же процесс чистки выглядит примерно так:
- Контур промывают водопроводной водой, после чего вводят в нее каустическую соду. Щелочная среда легко удаляет с внутренних поверхностей накипь и коррозию.
- На следующем этапе выполняется промывка технической водой. Далее проводится введение в отопительный контур химического реагента. Он прогоняется по кругу несколько раз. При этом нужно проследить за тем, чтобы температура поддерживалась на нужном уровне. Таким образом, удаляются многослойные отложения, которые препятствуют нормальному прохождению теплоносителя.
- Далее система второй раз промывается технической водой. После этого повторно вводится щелочь для того, чтобы нейтрализовать остатки кислотных примесей. Такая последовательность обработки позволяет в дальнейшем предотвратить коррозийные процессы внутри системы.
- На завершающем этапе проводится промывка сначала технической, а затем водой из центральной системы водоснабжения. В заключение из контура сливается вся жидкость. При этом нужно удостовериться в том, что в нем не осталось остатков чистящего вещества.
Важность промывки системы охлаждения двигателя очевидна. Если кто-то из водителей этого еще не понимает, то сразу пересаживайтесь на гужевой транспорт, он точно не перегреется и не подведет.
Из статьи вы узнаете как промыть систему охлаждения водой, лимонной кислотой, уксусом, каустической содой, молочной кислотой, сывороткой, кока-колой, специальной автохимией, поговорим про ошибки, который не следует допускать.
Последствия неправильного ухода за системой охлаждения
Система охлаждения (СО), это важный элемент любого автомобиля, особенно если охлаждение его двигателя жидкостное.
Неправильное ее функционирование может привести к непоправимым последствиям, а это:
- Перегрев двигателя, и как следствие, полный выход его из строя;
- Поломка подогревателя тосола или другого аналогичного устройства;
- Выход из строя помпы;
- Малоэффективная работа печки салона.
Как правило, причина в неэффективной работе жидкостной системы охлаждения любого автомобиля лежит в загрязнении радиатора, патрубков, полостей рубашки охлаждения блока цилиндров.
Если бы мы смогли проникнуть вовнутрь данной системы, то увидели интересную картину.
Ржавчина, отложения накипи на стенках, остатки от разложенной охлаждающей жидкости, жирные пятна от масла и другие неприятности.
Стоит отметить, что речь идет об двигателях бывших в эксплуатации от 2 – х лет и более. Про новые автомобили здесь речь не идет.
Когда нужно промывать систему охлаждения двигателя?
Промывать систему охлаждения двигателя рекомендовано один раз в два–три года, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля.
Нужно понимать, что любая охлаждающая жидкость (ОЖ), будь то тосол или антифриз, со временем теряет свои эксплуатационные качества.
Происходит разложение жидкости на отдельные химические элементы, одни из которых выпадают в осадок и частично перекрывают каналы, по которым она же и циркулирует, другие оседают на стенках в виде накипи.
Как следствие, антифриз или тосол через один-два года эксплуатации, за единицу времени начинают меньше забирать тепло от двигателя.
Период обращения жидкости по кругу увеличивается и КПД работы всей системы уменьшается.
Поэтому, чтобы у вас в дороге не возникали проблемы с перегревом двигателя, при каждой новой замене охлаждающей жидкости следует делать промывку всей системы.
Какой способ промывки выбрать
Нужно понимать, что способов промывки системы охлаждения двигателя несколько:
- Дистиллированной, кипяченной или подкисленной водой;
- Промывка специальными средствами.
В зависимости от степени загрязнения применяются различные способы промывки.
Определяем степень загрязнения.
Слейте тосол или антифриз и оцените его состояние. Если в жидкостях будут наблюдаться частицы ржавчины, окиси, жирные пятна, цвет будет темный или черный, то степень загрязнения большая.
В данной случае для получения максимального результата придется применять подкисленную воду или специальные средства.
Если отработанная охлаждающая жидкость имеет больше светлого оттенка, чем темного, без явного наблюдения осадков, то смело можно использовать дисцелированную или кипяченую воду.
Промывка системы охлаждения водой
Оденьте резиновые перчатки, чтобы кожа рук не соприкасалась с вредной жидкостью. Поднимите капот и откройте расширительный бачок.
Слейте старую охлаждающую жидкость из системы. Для этого выкрутите пробку (болт) на блоке цилиндров и откройте краник на радиаторе.
Верните пробку (болт) и краник в исходной положение. Сильно не зажимайте их.
Залейте через расширительный бачок дистиллированную или кипяченую воду согласно норме.
Заведите двигатель. 15 – 20 минут его работы на пониженных оборотах будет достаточным.
Слейте воду обратив внимание на ее состояние. Если вода грязная, значит повторите процедуру. Добейтесь, чтобы сливаемая вода была чистой.
Только потом заливайте свежие антифриз или тосол.
Использование подкисленной воды
Если в старой охлаждающей жидкости наблюдаются частицы накипи, ржавчины и т.д., то можно сделать вывод, что обычная вода с очисткой системы охлаждения не справиться.
Нужно использовать более агрессивные средства и тут подойдет подкислённая вода.
В качестве окислителя можно использовать столовый уксус, лимонную кислоту, каустическую соду или молочную кислоту.
Дело в том, что лимонная кислота вступает в реакцию только при больших температурах, 70 – 90 градусов.
Также очень важно правильно подготовить раствор, чтобы не навредить резинотехническим изделиям и металлу.
Обычно в 5 литров воды засыпают 100 – 120 грамм лимонной кислоты, соответственно на 4 литра – 80 — 100 грамм. Если не хотите рисковать, пропорцию можно уменьшить.
Другие водителя наоборот увеличивают пропорцию. Но указанные цифры наиболее оптимальные.
Алгоритм действий тот же. Сливаем старую ОЖ и заливаем подготовленный раствор. Далее, заведите двигатель прогрейте его. Проедьтесь на автомобиле пару километров.
Это делается для того, чтобы температура раствора поднялась до нужной нам в 70 – 90 градусов и произошла необходимая реакция. Работать двигатель должен 30 – 40 минут.
Далее сливаем, отработанный раствор и анализируем результат. При необходимости повторите промывку, но уже с более слабым раствором.
На окончательном этапе промойте систему охлаждения дистиллированной или кипяченой водой, чтобы удалить остатки лимонной кислоты.
Если вы решили использовать столовый уксус, то тут тоже нужно знать правильную пропорцию раствора.
К примеру, в 10 литров воды вливается 500 мл столового уксуса. Полученный раствор заливают в систему охлаждения. Заводят автомобиль и прогревают двигатель до рабочих температур.
После этого выключаем зажигание и оставляем прогретый раствор в двигателе на ночь или 8 часов.
Сливаем, смотрим результат. При необходимости повторяем. В конце обязательно промываем дистиллированной водой.
При очень тяжелых случаях, некоторые водителя сразу заливают 9% столовый уксус, не разбавляя. Для нескольких раз придется купить 20 бутылок по 0,5 литра.
Если используете уксусную кислоту, то она имеет 70% концентрации, учтите это.
Каустическая сода применяется только для промывки снятых медных радиаторов системы охлаждения двигателя и радиаторов печки салона.
Если у вас данные устройства алюминиевые, что свойственно для многих современных автомобилей, то забудьте про этот вариант.
Двигатель каустической содой не промывается, так как, многие знают, что головка блока цилиндров изготовлена из алюминия, да и прокладки под головкой будут разъедены.
Если ваш радиатор не подпадает под категорию алюминиевый, то для его промывки можно использовать раствор каустической соды из расчета на 1 литр дистиллированной воды, 50 – 60 гр. вещества. Но перед промывкой его желательно снять.
Такой способ дает неплохой результат, но тут тоже нужно уметь правильно подготовить раствор.
Но проблема даже стоит не в этом, а в том, где достать молочную кислоту, ведь в свободной продаже ее трудно найти.
Если в вашем городе есть возможность ее достать, то отлично.
Также на специализированных автофорумах, особенно по бу автомобилям, можно найти людей, которые продают молочную кислоту. В общем, как говориться, было бы желание.
Для прочистки системы охлаждения нужен 6% раствор молочной кислоты. Как правило, концентрат имеет 36%.
Но расчет тут прост, делаем соотношение 1:5, т.е. в 5 литров дистиллированной воды заливаем 1 кг концентрата, получив этим нужные проценты.
Дальше можно пойти двумя путями:
- Залить раствор молочной кислоты и дождаться пока прекратиться выделение углекислого газа, затем слить отработанную смесь;
- Проехать на автомобиле несколько километров, затем слить грязную смесь.
Многие водителя ездят с залитой молочной кислотой сутки, сливают, заливают снова и опять ездят.
Так тоже можно делать, ведь молочная кислота не так агрессивно воздействует на алюминий и резинотехнические изделия.
Однако при этом было замечено, что двигатель начинает сильно греться, больше обычного.
Это происходит потому, что, выделяясь, углекислый газ создает в патрубках и блоке цилиндров, так называемые воздушные пробки.
Поэтому нужно быть осторожным и более внимательно следить за показаниями панели приборов.
В конце не забудьте нейтрализовать кислотность. Для этого лучше использовать 0,5% раствор хромпика или дистиллированную воду. Двигатель должен поработать 10-20 минут.
Только после этого заливайте новую охлаждающую жидкость.
Неплохая альтернатива молочной кислоте. Сначала сыворотку процеживают, в емкость не менее 5 л.
Затем заливают через расширительный бачок в систему охлаждения.
Ездят с сывороткой 1000-1500 км, затем ее сливают. При необходимости цикл повторяют. Однако каждые 100-200 км пробега рекомендуется проверять степень загрязненности сыворотки.
Постоянно нужно следить за температурой двигателя.
Как это ни странно звучало, но раньше промывка системы охлаждения кока-колой давала неплохой результат.
Эффект достигался за счет входящей в состав напитка ортофосфорной кислоты.
Но по слухам, сейчас эту кислоту в Соса-соlа не добавляют, поэтому прошлого эффекта ожидать уже не приходиться.
Но перепроверку слухов никто не отменял, вреда двигателю Соса-сола точно не нанесет.
Используемые средства – авто химия
Преимущество средств для промывки системы охлаждения в том, что они идут в ногу со временем.
Их состав разрабатывается таким образом, чтобы не навредить двигателю. К примеру, для медных радиаторов раньше использовали одни средства, сейчас для алюминиевых, другие. Или комбинированные для всех типов двигателей.
Стоят они недорого, поэтому практически каждый владелец автомобиля может себе позволить купить такое средство.
Неплохо удаляет самые сложные загрязнения системы охлаждения. Флакона в 250 мл хватит на три раза промыть СО малолитражки или два раза автомобиля с большим объемом двигателя.
Характеристики Radiator Flush.
LAVR Radiator Flush 1&2.
Еще одно неплохое средство для прочистки системы охлаждения. Пользуется популярностью за хорошее соотношение цена и качество.
Это промывочный комплекс, в который входит два состава.
Первый состав. Борется со ржавчинной и накипью. Хорошо убирает их и выводит из системы.
Второй состав. Ликвидирует масляные отложения и растворяет жиры.
Комплекс нейтрален к резинотехническим изделиям, пластику и всем видам металлов.
Применение LAVR Radiator Flush 1&2.
Не забудьте, на завершающем этапе, промойте СО дистиллированной или кипяченой водой.
Существую много и других аналогичных промывочных средств, но прежде, чем их использовать читайте отзывы на формах.
Основные ошибки при промывке СО двигателя
- Работы проводятся в холодную погоду, когда ночью возможны заморозки;
- Не одеваются перчатки в итоге можно получить тепловой или химический ожог;
- Неправильный анализ отработанной ОЖ, что приводит к перерасходу средств на промывку или к неверному подбору средств. К примеру, каустическая сода для промывки алюминиевых радиаторов не применяется;
- Неправильно подобранная концентрация промывочного раствора, что может привести к разъеданию резинотехнических изделий и появлению дополнительной ржавчины;
- Забывчивость. На завершающим этапе не забывайте промывать систему охлаждения нейтральными жидкостями, к примеру, водой – дистиллированной или кипяченной;
- Заливайте только качественную ОЖ, исключите подделки. Читайте тут, как выбрать антифриз.
Подводим итог
Промыть систему охлаждения двигателя несложно, главное это делать с определенной периодичностью.
Также нужно грамотно использовать промывочные средства, включая и правильное составление растворов.
Покупную авто химию использовать проще, главное, действовать согласно инструкции и результат будет не хуже. Что мы и рекомендуем делать.
Свои идеи и замечания оставляйте в комментариях.
Собсно после удачной пробной попытки чистки радиатора печки каустической содой — дошли руки )) до радиатора охлаждения. По тексту буду немного повторяться, для читабельности.
Почему каустической содой? Потому, что так пишет книга по ремонту! Захотелось попробовать.
И так, мы имеем сам радиатор, который перед манипуляцией чистки каустиком — нужно как следует промыть проточной водой (желательно под хорошим давлением) сначала против направления движения ОЖ потом за ним, так хорошо удаляются слоистые отложения у которых "зацеп" водой происходит лучше когда вода идет против движения ОЖ в системе.
На это у меня ушло около часа, при чем уже после 20-ти минут промывки вода была уже чистой, но на протяжении оставшихся 30-40мин из радиатора продолжали вылетать твердые частицы отложений.
Для этого использовал весы, стекляную банку (3-х литровую) и воду )) В радиатор охлаждения влазит 4,5л
После этого влил в него все 4,5л укропа )) и поставил таймер на 40мин. Результат не заставил себя долго ждать — начало все бурлить в радиаторе, плеваться пеной стал, а я тем временем как ребенок бегал возле него и радовался ))
Через 40мин я вытянул палку и наблюдал как с радиатора повалила жижа цвета каштана ))) А еще понял что тупонул и не заснял сие чудо )) Но вы можете лицезреть )) какого цвета стала палочка-выручалочка.
Далее снова проточной водой под давлением около 30мин все вымывал до появления кристально чистой воды.
Вот собственно и весь процесс, он не затратный и в то же время очень прост!
Снова напоминаю — Все выше описанное относится только к снятым МЕДНЫМ радиаторам, т.к. каустическая сода разъедает алюминий! Не заливайте в систему охлаждения!
p.s. Сначала решил не заморачиваться но после чистки, все же отвез на перепайку верхнего бачка, т.к. спаян был с применением колхоза и бачок был деформирован, что мне не нравилось! За одно проверили герметичность радиатора перед пайкой — все ГУД! )) нигде не травило.
После вскрытия пайщик подтвердил что радиатор абсолютно чистый, шомполом все же прошелся по каналам — каки не обнаружил! Фото нету, я отсутствовал в это время.
ЖМЕМ ЗАВЕТНУЮ КНОПОЧКУ — нравится! )) А если еще и поделитесь со всеми — точно не напрасно труды мои прошли!
ВСЕМ СПАСИБО!