Как снять стопорные кольца с поршня

1. Снимите комплект поршня/шатуна согласно описанию в этой главе.

2. Поставьте номер цилиндра на головку поршня и на шатун так, чтобы при сборке их можно было правильно опознать.

Края всех поршневых колец очень острые. При работе с ними соблюдайте осторожность, чтобы не поранить пальцы.

3. Перед снятием поршня, плотно удерживайте шатун и потрясите поршень (Рисунок 113). Любое перемещение при раскачивании (не путайте с нормальным скользящим движением) указывает на износ поршневого пальца, отверстия пальца или отверстия малой головки шатуна (чаще всего сочетание этих факторов). При необходимости замените поршень и поршневой палец в комплекте.

4. Снимите пружинное стопорное кольцо (Рисунок 114) с одной стороны отверстия поршневого пальца при помощи небольшой отвертки или разметочного инструмента. Держите большой палец над одним концом фиксатора при его удалении для предотвращения выскакивания. Снимите заусеницы с поршневого пальца и канавки пружинного стопорного кольца.

Выбросьте пружинное стопорное кольцо поршневого пальца. При установке необходимо установить новые кольца.

5. С другой стороны, вытолкните поршневой палец из поршня вручную (рисунок 115). Если палец плотно сидит, снимите его при помощи самодельного инструмента показанного на Рисунке 116. Не пытайтесь выбить поршневой палец. Это может повредить шатунный палец, шатун или поршень.

6. Снимите поршень с шатуна и снимите с поршня остающееся пружинное кольцо. Выкиньте оба пружинных кольца.

7. Пометьте поршневой палец так, чтобы его можно было установить с первоначальным поршнем.

8. Проверьте поршень и палец согласно описанию в этой главе.

Установка поршня

При установке используйте новые пружинные кольца. Устанавливайте кольца с зазором вне прорези в поршне (Рисунок 117).

1. Установите новое пружинное кольцо поршневого пальца на одну сторону поршня. Убедитесь, что нижний зазор кольца не совмещен с прорезью в поршне (Рисунок 117).

2. Наносите свежее моторное масло на поршневой палец в поршне до тех пор, пока палец не станет вровень с внутренней частью бобышки для отверстия поршневого пальца.

Шатун, крышка и поршни являются направленными в одну из сторон. Поршень должен быть установлен, как это показано на Рисунке 100.

3. Держите шатун в вертикальном положении так, что сторона со значком Y01 (А, Рисунок 100) был обращен в левую сторону. Вставьте поршень на малую головку шатуна так, чтобы внутренняя сторона вкладыша (С, Рисунок 100) была обращена от Вас.

При установке поршневого пальца не пытайтесь протолкнуть палец слишком далеко в отверстие или пружинное кольцо установленное согласно Этапа 2будет вдавлено в метал пальца, что приведет к разрушению канавки пружинного кольца. и ослабит кольцо.

4. Выровняйте поршневой палец с малой головкой поршня (Рисунок 115). Протолкните поршневой палец через шатун и в бобышку отверстия поршня на другой стороне поршня (Рисунок 118). При необходимости, двигайте поршень вокруг до тех пор, пока поршневой палец не войдет в шатун. При установке, не прикладывайте усилий или может произойти поломка. Проталкивайте палец до тех пор, пока он не достигнет основания стопорного пружинного кольца на противоположной стороне поршня.

5. Если палец поршня проходит с трудом, примените самодельное устройство (рисунок 116), которое использовалось при снятии. Удалите кусок трубки из инструмента и втягивайте поршневой палец до его остановки.

6. Установите второе стопорное пружинное кольцо поршневого пальца (Рисунок 114) в канавку в поршне. Убедитесь, что нижний зазор кольца не совмещен с прорезью в поршне (Рисунок 117). Также убедитесь, что оба стопорных кольца сидят в пределах своих канавок в поршне.

7. Проверьте установку, раскачивая поршень взад вперед вокруг осей пальца и из стороны в сторону вдоль осей. Он должен свободно вращаться взад и вперед , но не из стороны в сторону.

8. При необходимости, установите поршневые кольца согласно описанию в этой главе.

Стопорные кольца присутствуют в конструкции разных механизмов. Их основное предназначение заключается в надежном фиксировании деталей. При необходимости проведения ремонта механизма нужно произвести снятие стопорного кольца. Демонтировать это нехитрое приспособление можно при помощи специального инструмента — съемника.

Читайте также:  Как подключить фаркоп на приоре

Стопорные кольца и их назначение

Чтобы ограничить перемещение подшипника, оси, вала или прочих деталей, во многих механизмах используются стопорные кольца (их еще называют разрезными шайбами). Эти детали имеют сходство со стопорными шайбами, но их главное отличие в присутствии сквозного разреза. Для изготовления разрезной шайбы используется высокопрочная пружинная сталь. Конструктивно эта деталь имеет вид шайбы с прорезью. Возле прорези имеются две площадки с отверстиями, которые называются ушками. Именно посредством этих ушек осуществляется снятие и установка деталей.

Принцип работы таких устройство достаточно простой — при сжатии или разжимании кольца, что осуществляется посредством воздействия специальным инструментом на ушки детали, происходит изменение длины окружности. Разрезная шайба в сжатом или разжатом состоянии заводится в паз, после чего отпускается. При этом осуществляется его сжатие или разжимание, посредством чего охватывается вал, фиксируя подшипник, и исключая его осевое перемещение.

Какие виды стопорных колец бывают и чем они отличаются

Стопорные кольца классифицируются на два основных вида по их предназначению. Как они называются, и чем отличаются, выясним подробно:

  1. Внутренние — фиксируют детали внутри отверстий. Главные отличительные особенности этой детали — расположение ушек внутри, и большое расстояние разреза. Принцип снятия и установки внутренних стопорных колец основывается на том, что ушки нужно сжать, уменьшив тем самым наружный диаметр детали, и завести (или вывести) в паз посадочного отверстия. Чтобы установить деталь, необходимо разжать ушки, и извлечь инструмент. Выпирающая часть кольца будет ограничивать перемещение подшипника в осевом направлении. Выпускаются диаметром от 8 до 100 мм
  2. Внешние — фиксируют детали на валах, штоках и осях. Они устанавливаются на валу снаружи, поэтому по конструкции они имеют наружное расположение ушек. Расстояние между ушками небольшое, так как работают они только на разжимание. Для посадки детали на место, необходимо развести ушки, и посадить кольцо на паз вала. Отпустив ушки, под воздействием сил упругости произойдет плотное сжатие разрезной шайбы в пазе. Выпускаются диаметром от 3 до 100 мм

Кольца на виды подразделяются не только по назначению, но еще и по другим параметрам, как толщина, размер, материал изготовления.

Съемники стопорных колец — конструкция и виды

Для снятия и установки разрезных шайб, применяется специализированный инструмент, называемый кольцесъемником. Причем выпускаются такие инструменты разного конструктивного исполнения. Объединяет их такие рабочие элементы, как рукоятка и губки конусообразной формы. Рукоятка состоит из двух элементов, соединенных между собой посредством шарнира. Губки имеют коническую конструкцию, которая служит для вхождения в зацепление с ушками стопорных колец. Изготавливаются кольцесъемники по стандарту. Причем зарубежные инструменты выпускаются с соблюдением стандарта DIN 471, а отечественные щипцы имеют ГОСТ 13942-86.

Съемники для стопорных колец делятся на два типа, и применяются они в зависимости от вида детали (внутренняя или наружная).

  1. Съемник для внешних колец обеспечивает разжимание ушек детали. Принцип работы этого инструмента основывается на том, что когда рукоятки сводятся друг к другу, происходит растяжение детали, поэтому увеличивается ее внутренний диаметр. Чтобы снять внешние стопорные кольца, нужно попасть губками в отверстия ушек, и сжать рукоятки
  2. Съемник для внутренних колец — принцип его работы аналогичен функционированию обычных ножниц, плоскогубцев или щипцов. Когда осуществляется сведение рукояток друг с другом, губки также сжимаются, тем самым воздействуя на деталь. В результате такого принципа работы осуществляется сжатие ушек, и уменьшение наружного диаметра, что позволяет извлечь деталь из посадочного паза
  3. Универсальные съемники — позволяют осуществлять установку и снятие стопорных колец разного вида — внутренние и внешние. Изменение принципа работы осуществляется при помощи специального селекторного рычага. Дополнительно универсальные съемники стопорных колец могут дополняться винтовым ходом, фиксаторами и рычажными механизмами, что значительно облегчает эксплуатацию устройств

При выборе инструмента для демонтажа разрезных колец немаловажно определить толщину губок. Инструментом с толстыми губками нельзя демонтировать маленькие разрезные шайбы и наоборот. Именно поэтому зачастую съемники продаются в комплекте по 2 или 4 штуки с различными размерами губок.

Где располагаются разрезные шайбы и когда может понадобится применение съемников

Сегодня очень много механизмов, в которых встречаются стопорные кольца. Как говорилось выше, они бывают разных видов, но выполняют одну функцию — исключают осевое перемещение. Встречаются разрезные шайбы достаточно часто, и вот основные места, где они применяются:

  • ШРУСы
  • Автомобильный стартер
  • Полуоси
  • Гранаты
  • Ступичные подшипники
  • Дверные ручки
  • Поршни
  • Штоки гидроцилиндров
  • Шуруповерты, дрели и перфораторы
  • Турбины
Читайте также:  Как открыть багажник из салона шевроле круз

На дверных ручках используются маленькие детали, а на полуосях стоят большие устройства. Для демонтажа тех или иных изделий понадобится применение соответствующих съемников. Встречаются разрезные шайбы, которые не имеют ушек с отверстиями. Эти устройства встречаются на автомобильных поршнях и прочих видах техники. Для снятия и установки таких колец щипцы не подойдут. Их установка и демонтаж осуществляется при помощи отвертки. Ниже на видео показано, как снять и поставить на место стопорное кольцо поршня посредством отвертки.

Съемники стопорных колец и их основные характеристики

Как и все инструменты, съемники имеют свои основные характеристики, о которых будет полезно узнать тем, кто планирует приобрести эти устройства.

  1. Размер губок — один из важнейших параметров, который определяет способность инструмента работать с креплениями, располагающимися в углублениях и труднодоступных местах. Чем длиннее губки инструмента, тем меньшее усилие требуется прикладывать для сжатия или разжимания стопорного кольца при его снятии или установке. Размеры указываются непосредственно на самом инструменте
  2. Длина рукояток — чем больше размер ручек, тем удобнее пользоваться инструментом
  3. Форма губок — различают съемники, выпускаемые с прямыми наконечниками, а также загнутыми под углом 90 градусов. Если прямые используются для доступа к отдаленно расположенным кольцам, то загнутые применяются при работе в труднодоступных местах
  4. Диаметр или толщина губок — они должны быть соизмеримы с размерами отверстий на ушках деталей. Если инструмент не предназначен для демонтажа тонких или толстых разрезных шайб, то не следует пытаться им воспользоваться. Это может привести как к отламыванию одной из губок на съемнике, так и к повреждению ушек на стопорном кольце
  5. Функция обратного отгиба губок — такой механизм применяется на съемниках внешнего типа, предназначающиеся для работы с наружными стопорными кольцами, функционирующие в режиме разжимания

Наиболее популярными вариантами съемников являются универсальные модели. Они позволяют не только применять губки разной длины и толщины путем их замены на инструменте, но еще и работать со стопорными кольцами разных видов (внутренние и внешние). К достоинствам универсальных съемников относится их стоимость, так как один инструмент стоит дешевле, чем целый набор. Большинство моделей оснащается механизмами ограничения усилия, что исключает вероятность повреждения тонких деталей.

При использовании универсальных съемников немаловажно применять наконечники из одинаковых пар. Их отличие по длине или диаметру приведет к негативным последствиям. Во время снятия или установки деталь может выскользнуть и попасть в человека или технику.

Обучение по снятию стопорных колец

Как снять стопорные кольца, интересует многих новичков, которые столкнулись с такими деталями. Прежде всего, надо понимать, что осуществлять демонтаж или установку разрезных шайб можно только посредством специализированного инструмента — съемников. Такие инструменты могут быть, как заводского изготовления, так и самодельные. Демонтаж стопорных колец осуществляется двумя способами:

  1. Часть ремонтируемого механизма демонтируется, после чего фиксируется в тисках. Только после этого приступают к демонтажу стопорных колец и дальнейшей разборке механизма
  2. Без частичной разборки — демонтаж деталей осуществляется без предварительного снятия части механизма

Если под рукой не оказывается нужного съемника, то можно воспользоваться самодельными инструментами. Как их изготовить, рассмотрено в следующих разделах. Однако изготовление самодельных инструментов оправдано только в одном случае — когда необходимо срочно произвести снятие разрезных шайб. Если же планируется часто пользоваться инструментом, то для таких случаев рекомендуется его приобрести. Как осуществляется снятие разрезной шайбы с перфоратора, показано подробно на видео.

Какие способы установки разрезных шайб известны и чем их снять

Различают три варианта установки разрезных шайб:

  1. Ручной — это самый популярный, которым пользуются мастера при ремонте автомобилей, мотоциклов, велосипедов и прочих видов техники
  2. Механический — основывается на применении установочного конуса, который имеет одинаковый диаметр с валом. Посредством специального толкателя осуществляется перемещение детали по конусу до момента попадания ее в паз
  3. Автоматический — осуществляется установка и снятие колец посредством специализированных инструментов гидравлического и пневматического типа

Как и большинство деталей, стопорные кольца могут выходить из строя. Если после демонтажа детали наблюдается потеря пружинящих свойств, то рекомендуется заменить ее. Даже если удастся установить ее на свое место, то это вовсе не означает, что в процессе она не выйдет из строя.

Читайте также:  В каком году перестали выпускать ваз 2106

Как сделать съемник стопорных колец своими руками из плоскогубцев

Плоскогубцы или пассатижи — это специализированный вид инструмента, функционал которого можно расширить. К примеру, если во время разборки механизма возникает необходимость демонтажа разрезной шайбы, а под рукой нет специального инструмента, то можно изготовить щипцы из пассатижей.

Способ изготовления достаточно простой, для чего понадобятся пассатижи, старые сверла, керн, дрель или сверлильный станок. После этого приступаем к изготовлению съемника для стопорных колец своими руками:

  1. Для начала необходимо на боковой стороне при помощи керна сделать отметки, где будут сверлиться отверстия
  2. Просверлить отверстия на обеих частях губок пассатижей. Глубина сверления составляет 50-60% от общей толщины губок
  3. В полученные отверстия необходимо установить старые сверла от дрели, предварительно обточив хвостовую часть при необходимости до нужного диаметра. Обточить также необходимо рабочую часть сверла, сделав ее в виде конуса
  4. После этого получаем готовый инструмент для снятия стопорных колец. Если нужно изготовить инструмент для извлечения деталей в отдаленных местах, то отверстия в губках пассатижей нужно просверлить с торцевой стороны

После использования инструмента, можно извлечь съемные штифты, и продолжить его эксплуатацию в качестве пассатижей.

Изготовление съемника из старых пассатижей

Если в арсенале инструментов есть сломанные плоскогубцы или пассатижи, то из них можно изготовить полноценный съемник. Для его изготовления понадобятся такие инструменты, как болгарка, сварочный аппарат и заточной станок. Перед тем, как приступать к работе, надо отметить, что из ненужных плоскогубцев можно сделать щипцы для демонтажа и установки внешних стопорных колец. Инструкция по изготовлению выглядит так:

  1. Первоначально отрезаем часть губок на инструменте так, чтобы выровнять их
  2. После этого подготавливаем наконечники для будущего съемника. Их изготавливать будем из болтов или шпилек с гайками
  3. Резьбовая часть болта или шпильки обтачивается на заточном станке так, чтобы получился конус
  4. Готовые наконечники необходимо приварить стороной шляпки к пассатижам
  5. После этого осуществляем прокаливание наконечников, чтобы при снятии или установке стопорных колец исключить вероятность их повреждения
  6. Удаляем сварочные швы, и можно испытать инструмент в действии

Получившийся съемник для снятия и установки разрезных колец, изготовленный своими руками, будет приятно радовать мастера при необходимости его применения. Ведь главное преимущество этого инструмента в том, что сделан он своими руками, и вместо того, чтобы утилизировать сломанные пассатижи, они смогут служить еще долго и эффективно.

В завершении надо отметить, что снять стопорные кольца не трудно, если имеются познания в принципе работы специализированного инструмента. Некоторые умельцы прибегают к демонтажу колец при помощи гвоздей и прочих подручных средств, но эти способы не только малоэффективно, но еще и опасны. Если нет желания покупать новые съемники, то сделайте их своими руками, что довольно-таки не трудно реализовать.

Разборка и сборка двигателя мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10

Снятие и установка поршня и поршневых колец мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10

(двигатель можно оставить на мотоцикле, цилиндр снят)

Чтобы снять поршень, нужно:

пометить поршень по его расположению;

снять, стопорные кольца поршневого пальца;

надеть на поршень приспособление и выпрессовать поршневой палец (рис. 28), при этом следить, чтобы винт приспособления при выпрессовке пальца не портил поверхность отверстия в поршне и втулке шатуна; снять приспособление и вынуть поршень.

Снимая поршневые кольца, надо делать на них метки, чтобы при сборке устанавливать в соответствующие канавки поршня и соответствующей торцовой поверхностью вверх, иначе после переборки расход масла резко увеличится и будет удерживаться на этом уровне до тех пор, пока кольца в новом положении не приработаются.
Собирать поршень с шатуном в такой последовательности: нагреть поршень до 80—100° С в ванне с маслом;

надеть палец на оправку, вставить с другой стороны в отверстие пальца направляющий конус. Смазать палец маслом;

совместить отверстие в поршне с отверстием в верхней головке шатуна r вдавить поршневой палец рукой на место (рис. 29).

Устанавливать поршневой палец в поршень надо умело, опытному механику, так как поршень быстро остывает и палец может «прихватить»,

Запрессовка пальца ударами недопустима, и, если палец «прихватило», его необходимо выпрессовать и операцию повторить.

Разрешается легкое постукивание по оправке для регулировки расположения пальца между канавками для стопорных колец.

Установив поршневой палец, вставить стопорные кольца, затем надеть поршневые кольца.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector