«Сектор Газа» – группа, которая внесла немалый вклад в развитие отечественной рок-музыки. Нашим сегодняшним героем является основатель и бессменный лидер этого коллектива – Юрий Клинских, более известный как Юра Хой. В статье приводится история его жизни, творческого развития и трагической гибели.
Биография: детство и юность
Юрий Клинских родился в 1964 году (27 июля) в Воронеже. В какой же семье воспитывался будущий кумир миллионов людей? Его отец, Николай Митрофанович, получил высшее образование по специальности «инженер». На протяжении многих лет мужчина трудился на Воронежском авиационном заводе. Мама Юрия, Мария Кузьминична, являлась работницей общепита.
Юра рос активным и любознательным ребенком. В 1971 году он пошел в первый класс. У него всегда были проблемы с поведением и успеваемостью. Родителям часто приходилось краснеть за своего отпрыска.
Среднюю школу Юра окончил с одной «четверкой» в аттестате. По остальным предметам у него были «тройки», даже по пению и физкультуре.
Любовь к музыке и другие таланты
Главными защитниками Юры были два старших брата. Именно они привили ему любовь к музыке. В доме Клинских часто звучали композиции в стиле рок-н-ролл. Все три брата являлись поклонниками таких зарубежных групп, как The Beatles и Deep Purple. Сначала они покупали пластинки, а потом перешли на бобины.
Отец тоже внес свою лепту в творческое развитие младшего сына. Он приучил Юру к поэзии. На лето мальчик уезжал в деревню к бабушке и дедушке. Там он и начал писать стихи. Еще одним источником его вдохновения были фильмы ужасов. Речь идет не только о зарубежных картинах, но и о советских. К примеру, Юрию нравился фильм «Вий».
Будучи школьником, Клинских младший научился играть на гитаре. Отсутствие музыкального образования не помешало ему сочинить и исполнить десятки песен.
Служба в армии
После получения аттестата Юра не торопился поступать в техникум или ПТУ. Он знал, что его заберут в армию и был готов к этому. Парень успел отучиться в ДОСААФ. Ему вручили водительские права на ЗИЛ-130. И вот пришла повестка в армию. Младшего представителя семьи Клинских отправили на Дальний Восток. Он был механиком-водителем в танковых войсках. Мать часто присылала ему письма, но вовремя отвечать ей у парня не всегда получалось.
Взрослая жизнь
В 1984 году наш герой вернулся на «гражданку». Юрий не собирался сидеть на шее у родителей. Он устроился на службу в ГАИ. Автоинспектор из него получился строгий и справедливый. Только вот зарплата была невысокой. Поэтому через год Юра перешел на работу во вневедомственную охрану. Хотя и там парень надолго не задержался. В последующие годы он освоил такие профессии, как грузчик, фрезеровщик и оператор станка с ЧПУ. Вскоре наш герой понял, что главным его призванием является сцена.
Музыкальная карьера
В 1987 году в Воронеже открыли рок-клуб. Одним из первых его посетителей стал Юрий Клинских. На сцене этого учреждения он исполнял песни собственного сочинения. Местная публика принимала его выступления на ура.
«Сектор газа» – группа, которая образовалась в декабре 1987 года. Идея создания рок-коллектива принадлежала Юрию Клинских. Именно он возглавил команду. Когда музыкальные материалы были подготовлены, начались первые выступления коллектива под названием «Сектор Газа». Состав группы на тот момент представлял собой квинтет– бас-гитаристы Семен Титиевский и Миша Финк, барабанщик Крючков Олег, гитарист Тупикин Сергей и наш герой. Во время выступлений Юрий Клинский, который был солистом, автором слов и музыки, часто выкрикивал «Хой!». Так к нему и приклеилось это прозвище.
Поначалу музыканты из «Сектора Газа» выступали на разогреве у таких воронежских групп, как «Дети», «Гражданская оборона» и «Звуки Му». Но вскоре у них появилась своя армия поклонников.
О том, что такое всероссийская известность, Юрий Хой и его друзья, узнали в 1990 году. Произошло это после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрена вошь». Весь тираж пластинок был раскуплен за несколько недель.
За время своего существования группа «Сектор Газа» выпустила 15 студийных альбомов, сняла 8 клипов и дала сотни концертов по всей России. Также было выпущено 4 книги, посвященные бессменному лидеру этого рок-коллектива.
Личная жизнь
Солист «Сектора Газа» никогда не жаловался на отсутствие женского внимания. Уже в старших классах школы за ним бегали девчонки. А после того как он создал свою группу, количество его поклонниц увеличилось в разы.
Со своей будущей супругой Галиной музыкант познакомился еще до армии. Симпатичная и скромная девушка сразу же приглянулась Юрию. Он сделал все возможное, чтобы добиться ее расположения. В середине 1980 годов влюбленные сыграли свадьбу. Торжество получилось скромным. Но глаза жениха и невесты светились от счастья.
В августе 1986 года Юра и Галя впервые стали родителями. На свет появилась их дочь Ирина. Молодой отец души не чаял в крохе. А в январе 1995 года в семье Клинских случилось очередное пополнение. Родилась вторая дочка. Девочка получила красивое имя Лилия. Многие считали Юрия примерным семьянином. Однако у него, как и у большинства мужчин, были свои грешки.
В 1991 году, во время гастролей в Москве, солист «Сектора Газа» познакомился с привлекательной блондинкой Ольгой Самариной. С ней он встречался последние годы своей жизни. Жена Галина знала о существовании любовницы. Она хотела сохранить семью, поэтому не устраивала скандалов и сцен ревности.
Юрий Клинских: причина смерти
Наш герой строил грандиозные планы на дальнейшую жизнь и творчество. К сожалению, им не суждено было осуществиться. 4 июля 2000 года Юрий Хой покинул это мир. Его бездыханное тело обнаружили в одном из частных домов по ул. Барнаульской в Воронеже.
В этот день солист «Сектора Газа» должен был отправиться на съемки очередного клипа. Но что-то пошло не так. По неизвестным причинам рок-музыкант поменял свои планы. Он оказался в гостях у малознакомых ему граждан. Ему стало плохо. Находящиеся в доме люди вызвали скорую помощь. Но врачи приехали слишком поздно.
От чего же погиб Юрий Клинских? Причина смерти – сердечный приступ. Многим друзьям и родственникам Хоя эта версия показалась неубедительной. Ведь у него никогда не было проблем с сердцем. Практически сразу же появились слухи о том, что певец подсел на наркотики и алкоголь. Специалисты никак не подтверждают эту информацию.
Последний приют солист «Сектора Газа» обрел на Левобережном кладбище в Воронеже. Сегодня на могиле известного рок-исполнителя установлены два памятника из черного мрамора. На одном указаны годы его жизни и смерти. А на втором памятнике изображен сам Юрий Хой с гитарой в руках. Поклонники не забывают своего кумира. Они ухаживают за его могилой, приносят туда живые и искусственные цветы.
В заключение
Теперь вам известно, какой путь к известности проделал лидер группы «Сектор Газа». Юрий Клинских прожил недолгую, но насыщенную яркими событиями жизнь. Светлая ему память…
Биография
Название и псевдоним
Название группы произошло от индустриального Левобережного района Воронежа, названного в народе в шутку «Сектором газа» из-за обилия дымящих заводов. В этом районе находился воронежский рок-клуб.
«…Ну, это чисто такое местное название в Воронеже, где был рок-клуб, к которому мы принадлежали. Он находился в очень задымлённом районе, и я его так прозвал — «Сектор газа», и мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалёку в этом районе, группу я назвал также — «Сектор Газа». Чисто местное название, я ведь не думал тогда, что мы так раскрутимся, я думал, что мы поиграемся и на этом всё закончится, как и многие коллективы, тогда первые в 85—87 году, когда открылись рок-клубы, вы помните, было очень много команд довольно-таки интересных…» – Юрий (Хой) Клинских
Псевдоним Юра Хой (или просто Хой) появился совершенно случайно. Выступая на сцене рок-клуба или находясь там, в качестве зрителя, Юрий часто произносил известный среди панков клич. Позднее, когда городская популярность «Сектора Газа» набрала обороты, в квартиру Юрия часто стали названивать незнакомые люди, которые спрашивали Хоя.
Начало творчества и становление группы
Во второй половине 80-х Юрий знакомится с Александром Кочергой, более известным под псевдонимом Ухват, который с единомышленниками организовал в Воронеже рок-клуб на манер ленинградского. Поначалу Клинских занимается здесь решением организационных вопросов, будучи сотрудником ГАИ, но потом по совету Ухвата, которого поразило неплохое исполнение Юрой цоевских и своих песен, решает создать собственный музыкальный проект. С весны пробует себя в написании песен, а ближе к зиме формируется репертуар будущего «Сектор Газа».
«…Был первый воронежский рок-фестиваль. Участвовало очень много воронежских рок-групп. Я их всех прослушал и понял, что чего-то в нашем роке не хватает: злости, драйва, ритма, прикола. В принципе, это было, но не так, как хотел я. Решив исправить этот недостаток, я начал сочинять сам. Было это ранней весной 1987 года.» – Юрий Клинских
Первое время «Сектор Газа» состоял фактически из одного Клинских, выступавшего сольно с гитарой и единожды с бас-гитаристом другой группы Михаилом Финком. Первый постоянный состав сформировался не 27 декабря 1989 года, как указывают многие источники, а в июне 1988 года, когда к Юрию Клинских примыкают барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. В качестве гитариста к коллективу также присоединяется некий Макс, который отыгрывает 5—7 концертов, а затем пропадает и на его место приходит Сергей Тупикин. Группа выступает в местном рок-клубе и быстро становится его звездой.
С 1988-го по 1990 год «Сектор Газа» выступает на одной сцене с приезжавшими в Воронеж командами, такими как «Постоянство памяти», «Звуки Му», «Гражданская оборона», «Дети» и др.
В апреле 1989 года группа получает приглашение выступить на третьем фестивале рок-клуба в Череповце. Выступление состоялось в ДК «Строитель» на второй день фестиваля и прошло вполне удачно. В результате у коллектива появились первые поклонники за пределами родного города.
Годом ранее перестала существовать воронежская рок-группа «Фаэтон», на репетиционной базе которой осталось кое-какое оборудование для звукозаписи. Таким образом, экс-участник группы Андрей Дельцов, который был в ней гитаристом и отвечал за звук, оказался в роли звукорежиссёра и львиная доля местных рокеров стала писаться у него. Летом 1989 года «Сектор» записывает в его студии при ДК «им. 50-летия Октября» магнитоальбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». В разгар записи Сергея Тупикина на гитаре сменяет Игорь Кущев. Впрочем, из-за низкого качества записи данные альбомы так и не получили широкого распространения.
Позже для исполнения женских вокальных партий к написанным песням Юрий Клинских искал вокалистку, поэтому по рекомендации Игоря Кущева была приглашена Татьяна Фатеева. Весной 1990 года «Сектор Газа» записывает в профессиональной воронежской студии «Black Box», уже небезызвестного Андрея Дельцова, альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь». Для аренды студии, Юрию пришлось продать собственный мотоцикл «Ява». Далее последовали концерты, так Татьяна фактически вошла в состав группы и выступала ещё в течение трёх лет.
Песни Юры Хоя, представляющие собой стилизованные описания жизни как социальных низов, так и провинциального рабочего класса, содержащие разговорную и ненормативную лексику, пользовались популярностью у многих. В то же время группа долгое время не имела возможности выступать за пределами Воронежа, участники её были малоизвестны.
Волна популярности
Всеобщую известность «Сектор Газа» получил лишь в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, занимавшегося распространением аудиопродукции. В это время коллектив замечает московский бизнесмен Фидель Симонов. Услышав материалы, он приезжает в Воронеж знакомиться с участниками и вскоре приглашает их для записи следующего альбома, а затем организует им концерты.
Так, к началу 1991 года группа получает возможность записать альбом «Ночь перед Рождеством» в Москве на студии «Мир». Незадолго до этого коллектив покинул Олег Крючков, которого сменил Александр Якушев, помогавший группе ранее, подменяя Крючкова на концертах. Сразу после записи альбома «Ночь перед Рождеством» из состава был уволен бас-гитарист Семён Титиевский, а на его место был приглашён уже известный Сергей Тупикин. Затем из-за творческих разногласий покидает коллектив Игорь Кущев, полностью занявшись проектом «Школа», созданным им ещё в 1989 году. В замену ему, в концертный состав приглашается московский гитарист Владимир Лобанов (экс-«Легион»). Место клавишника занимает Алексей Ушаков (экс-«Фаэтон»), который, как и Александр Якушев, работал в команде сессионно с 1989 года.
Новоявленному администратору (Фиделю) приглянулась раскованность, манера исполнения и готовность ребят в любое время отправиться на гастроли, поэтому он вынашивал идею, как заработать на них немало денег, пустив несколько составов «Сектора» по стране. Только Хоя и группу такое положение дел совсем не устраивало, что в дальнейшем и послужило одной из причин прекращения совместной деятельности.
Вскоре, узнав о том, что группа остро нуждается в профессиональном менеджменте, с Юрием знакомится московский продюсер Сергей Савин и предлагает сотрудничество. Так начинаются активные гастроли по стране. Миллионы поклонников, следивших за творчеством музыкантов, не знали, как выглядят внешне участники коллектива, пользуясь этим, по стране разъезжали многочисленные двойники и под фонограммы группы давали концерты. Однажды в Москве, Юрий Хой стал очевидцем подобного безобразия. Он в ярости полез на сцену, чтобы разобраться с самозванцами, однако ничем, кроме его избиения, это не закончилось.
В этом же году на «Сектор Газа» выходит «Gala Records» — первая независимая звукозаписывающая компания в Советском Союзе. На её студии в августе 1991 года, используя материал магнитоальбомов 1989 года, записывается альбом «Колхозный панк», который изначально издаётся на виниле (на фирме грамзаписи «Мелодия» тиражом 100 000 экземпляров). К записи данного альбома впервые был привлечён сессионный гитарист Игорь Жирнов, впоследствии участвовавший в записи всех остальных альбомов. Позже снятый на заглавную песню с альбома видеоклип «Колхозный панк», показанный по ЦТ, делает группу широко известной по всей стране. В ноябре коллектив принимает участие в съёмках популярной программы «А», проходившими в телецентре Останкино.
По результату опроса продавцов музыкальных киосков Москвы, проведённого воронежскими корреспондентами, звукозаписи группы занимали лидирующие позиции по продажам. В июле 1991 года «Сектор Газа» впервые вошёл в хит-парады и занял 18-ое место в рейтинге «Комсомольской правды». А к концу года занял прочное 1-ое место. По итогам хит-парада за 1991 год, по версии журнала «Пульс», среди рок-групп «Сектор Газа» входит в «топ-10» и занимает первое место.
В 1992 году «Сектор Газа» выпускает седьмой альбом «Гуляй, мужик!». Параллельно выходу альбома идёт жёсткий гастрольный тур. Группа отыгрывает более 150 концертов за год.
В 1993 году выходит альбом «Нажми на газ» (в том числе и на виниле), а также на основе материала магнитоальбомов 1989 года записывается альбом «Сектор газа», который был официально издан только через пару лет. Летом этого же года концертный состав покидают сначала Владимир Лобанов, а затем по семейным обстоятельствам Сергей Тупикин. На место гитариста приходит Вадим Глухов. Всего несколько концертов на бас-гитаре отыгрывает Виталий Сукочёв (экс-«Школа») и покидает коллектив. В начале июля проходят съёмки видеоклипа на песню «Лирика». В видеоклипе должен был участвовать Виталий Сукочёв, но он не попал на съёмки, поэтому было решено экстренно заменить его знакомым Юрия Хоя Евгением Гаськовым для имитации игры на бас-гитаре. Впоследствии, место бас-гитариста в группе так никем и не было занято, а партии бас-гитары были записаны в секвенсор с помощью синтезатора.
К концу года по состоянию здоровья покидает состав Татьяна Фатеева.
В 1994 году группа выпускает альбом «Танцы после порева» и одновременно издаёт панк-оперу «Кащей Бессмертный». Она сразу же входит в десятку хит-парадов страны. Музыкальные критики преисполняются уважением к «Сектору Газа» и называют его «молодой талантливой группой из глубинки». Данный альбом был записан по мотиву русской народной сказки об Иване-Царевиче и Василисе Прекрасной в вольной интерпретации. В нём присутствует повествование, а также исполнение арий действующими лицами. Музыка же к вокальным партиям была заимствована у западных групп и переаранжирована. В записи этих альбомов впервые приняла участие начинающая воронежская певица Ирина Пухонина. Её манера исполнения была настолько схожа с фатеевской, что поклонники долгое время не подозревали о том, что Татьяна покинула коллектив ранее.
Спустя два года были начаты съёмки видеоверсии сказки, однако по финансовым причинам так и не были закончены. И, тем не менее, летом 2000 года планировалось доснять сказку, но реализовать до конца эту идею так и не удалось.
Также в 1994 году все альбомы группы, существующие на тот момент (кроме магнитоальбомов и альбома «Сектор газа» 1993 года), переиздаются «Gala Records» на CD (печать компакт-дисков производилась в Австрии).
В первой половине 1995 года концертный состав «Сектора» пополняет второй гитарист Василий Черных (экс-«Школа»). С его приходом звук становится плотнее. Летом этого же года группа отправляется в концертный тур по городам Германии, по завершении которого с успехом выступает на седьмом по счёту фестивале «Rock Summer» в Таллине. В конце года по обоюдному согласию с Юрой коллектив покидает клавишник Алексей Ушаков, которого сменяет Игорь Аникеев. Но в дальнейшем Ушакову всё же приходилось иногда подменять Аникеева на концертах. Место концертного директора занимает Константин Ляхов, который не имея опыта в шоу-бизнесе, на свой страх и риск взялся за выполнение административных функций, выпустив первые в истории «Сектора» плакаты и занявшись организацией гастролей.
Начиная с 1996 года, Клинских несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьёзными (с намёком на философскую направленность и лиричность), нецензурных выражений уже практически не встретить, — что ознаменовало собой новый этап в творчестве коллектива, тем самым подведя итог пройденного пути. Результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», впоследствии оказавшийся первым коммерчески успешным за всю историю группы и пробудившим вторую волну подъёма интереса к «Сектору». Песни «30 лет», «Life», «Твой звонок», «Туман» становятся хитами, а видеоклип на последнюю из них попадает в ротацию многих российских телеканалов. Несмотря на всё это, у представителей музыкальной индустрии и публики «Сектор Газа» продолжает ассоциироваться с похабными песнями.
В марте выходят сборники лучших хитов «Избранное» и «Избранное II».
По состоянию на 1996 год тиражи кассет с записями команды достигают астрономических чисел, но практически все доходы оседают вне коллектива, так как большинство медиапродукции в постсоветской России, на фоне экономического кризиса начала 90-х, — пиратские записи:
«…Мы занимаем первые места по продажам. Но я не знаю цифр, потому что в основном это пиратские кассеты. И мы получаем деньги лишь с тех лицензионных кассет, которые выходят в Москве. Вот за счёт этого мизера мы и существуем. Девяносто девять процентов наших кассет, которые можно купить по всей стране, — левые. Я иногда в мечтах представляю, сколько бы я авторского гонорара получил, если бы все они вышли официально» – Юрий (Хой) Клинских
В 1997 году группа выпускает альбом «Наркологический университет миллионов», в котором слегка вернулась к стёбу и бытовым темам, однако нецензурных выражений было очень мало. На нём Хой экспериментирует с рэпом и, впервые за последние годы, помимо использования секвенсорного баса, привлекает к записи бас-гитариста Эльбруса Черкезова. Также на помощь приглашается сессионный барабанщик «Gala Records», имя которого, к сожалению, неизвестно.
Главным хитом альбома становится песня, которая продолжила военную тематику группы — «Пора домой», получившая впоследствии статус народной. С этой песней состоялись выступления на таких больших мероприятиях, как фестиваль «Звуковая дорожка» в «Лужниках» (1998 год) и сборный концерт на Красной площади, приуроченный ко Дню победы (1999 год).
К 10-летию группы компания «Gala Records» выпускает серию «Коллекция», состоящую из ранее изданных альбомов, но уже в новом оформлении, дополнив материал танцевальными версиями хитов разных лет, а также ремейком одноимённого альбома «Сектор газа» (1993).
Кризис и последний альбом
В конце 1997 года у Юрия возникает идея создать целиком мистический альбом в тяжёлом рэпе. Однако планам его не суждено было сбыться в ближайшем времени. Из-за творческого кризиса он практически не работал над новыми песнями, а продолжил гастрольную деятельность. Чтобы заполнить творческую паузу, в июне 1998 года выходит сборник лирических композиций под названием «Баллады».
Августовский кризис 1998 года серьёзно ударил по коллективу. Вскоре Хой сокращает состав группы до гитариста и клавишника. «Gala Records», специализирующаяся на локализацию в России западной поп-музыки, закрывает все русские проекты и приостанавливает сотрудничество с «Сектором Газа». Но, несмотря ни на что, проект всё равно продолжает существовать. Юрий не останавливается на достигнутом, а снова экспериментирует, не отставая от современных музыкальных тенденций. Так «Сектор Газа», в лице его лидера — Юрия Клинских, работает совместно с воронежским диджеем Алексеем Брянцевым над техно-ремиксами своих песен, лично отобрав для него хиты. Но из-за разразившегося в России кризиса, записанный летом 1998 года сборник ремиксов «Extasy» был издан только через год, в ноябре 1999-го, вместе с «Extasy 2», релиз которого состоялся из-за того, что в продажу поступил пиратский компакт-диск с ремиксами из серии «Коллекция».
Текущий 1999 год, как и предыдущий, выдался не простым — полноценной работе над новым альбомом мешает очередной творческий кризис, связанный с оказываемым давлением со стороны лейбла, финансовым состоянием и бытовыми проблемами. В то же самое время группа активно гастролирует по стране и во второй раз посещает Германию.
В конце года переиздаётся серия «Коллекция» комплектом из одиннадцати альбомов в общей коробке, дополненной комиксом, нарисованным Дмитрием Самборским — художником и дизайнером альбомов «Сектора Газа», ранее известным по работе с «Коррозией Металла».
Последний же альбом «Восставший из Ада» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Юрия Клинских, который скончался 4 июля 2000 года. Альбом получился самым мистическим и тяжёлым за всю историю группы.
«…Я всё время стремился к тяжёлому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки, и я не въезжал, что и как нужно сводить, и оператор не въезжал. Все же на попсе были воспитаны. И качество дальнейших альбомов зависело от того, насколько удачно я въезжал в технологию записывания музыки, и чем больше я набирался опыта, тем лучше выходили альбомы. И сейчас могу сказать, что весь этот «спектральный анализ» я изучил и теперь знаю, как надо делать тяжёлую музыку. Для этого я переслушал море альбомов, у меня одной тяжёлой музыки восемьсот дисков (а всего — тысяча двести)! И последний альбом — это тяжеляк, клёвый! Специально применяли суперметаллические примочки, накладывали гитары, всё делали «по фирме», во всяком случае, по сведению альбом вышел близким к «фирме». На настоящий момент такого звука я в бывшем Союзе ещё не слышал, по тяжести. Я хотел этого добиться и добился… Потому что всегда стремился вперёд» – Юрий (Хой) Клинских
В апреле проходит серия концертов по Москве, в которых прозвучало несколько ещё неизданных песен с нового альбома. После них «Сектор» гастролирует в третий раз по Германии, откуда возвращается к июню.
Прощание со сценой
25 июня 2000 года Юрий Клинских в последний раз выходит на сцену. Это происходит в Москве, на малой спортивной арене «Лужники», в рамках концерта «Звуковая дорожка» на празднике газеты «Московский комсомолец». Он выходит один, так же как и в самом начале карьеры, начинает петь «Демобилизацию», после первого куплета минусовка неожиданно обрывается, после второй попытки происходит то же самое. Юрий так и не смог закончить выступление. По сути, это было прощание со сценой. Спустя десять дней Юрия Клинских не стало. С его смертью заканчивается и история «Сектора Газа».
После распада группы
После смерти Юрия Клинских появляются группы «Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки» и «С.Г.», в которых так или иначе были задействованы некоторые музыканты из разных составов распавшейся группы. Ни один из данных проектов так и не смог повторить успех предшественника, однако в 2008 году песня «Допился» проекта Игоря Кущева «Ex-Сектор Газа» случайным образом попадает в саундтрек фильма Гая Ричи «Рок-н-рольщик».
В апреле 2001 года «Сектор Газа» выдвигается в номинации премии российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2001» как исполнитель года. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) сообщает, что на звание «исполнитель года» претендуют Земфира, Алсу, «Би-2» и воронежская рок-группа «Сектор Газа».
После десятилетия забвения со стороны выпускающего лейбла, летом 2015 года, компания «Warner Music Russia» заявила о выпуске альбома неизданных песен из раннего творчества Юрия Клинских в новом звучании и лучших песен «Сектор Газа». Уже в пятницу 13 ноября был официально издан сборник «Вой на Луну», который был также выпущен в 2016 году на виниловом носителе с изменённым трек-листом. В рамках этого сборника была также впервые выпущена одноимённая песня, которая была записана ещё в 1996 году во время сессий альбома «Газовая атака».
Биография
«Сектор Газа» рок-группа, созданная Юрием Клинских в 1987 году в Воронеже.
«Сектор Газа» названа в честь района в Воронеже, где жил Юрий Хой. Пояснение – в районе стояло много заводов, из-за чего его и прозвали "Сектором газа". Группа вступает в местный рок-клуб и быстрыми темпами набирает популярность не только в родном городе, но и за его пределами. Песни Клинских, описывающие жизнь и быт простых представителей трудовой молодежи, нашли отзыв в сердцах той самой молодежи. Хиты «Сектора Газа» распевают в подворотнях и подвалах всей страны, в то время, как группа полностью игнорируется масс-медиа СССР. Сам Клинских работает на заводе обычным рабочим. Всесоюзная слава не приносит Юрию никаких финансовых средств. За привычку, взятую у Егора Летова, кричать со сцены: "Хой!", фанаты дают ему прозвище "Юра Хой".
В то же время раскруткой команды занимается одна из первых записывающих компаний послеперестроечного СССР «Гала Рекордс». Выходят один за другим альбомы группы. По неофициальным данным «Сектор Газа» лидирует в музыкальном прокате, Хой и компания гастролируют по СНГ. С участием группы даже выходит в теле-эфир выпуск знаменитой «Программы А».
По сути «Сектор Газа» это Юрий Клинских + постоянно меняющийся состав музыкантов. Одно время в группе работала Татьяна Фатеева, успешно дополнявшая Хоя на подпевках.
На протяжении всех 90-х годов «Сектор Газа», который фактически игнорировали не только масс-медиа, но и собратья по рок-цеху (лучший пример тому отсутствие информации о С.Г. в рок-энциклопедии «Кто есть кто в советском роке» 91-го года). Пользовалась огромной популярностью в «низах» общества-у так называемых «гопников». При этом у перченого творчества Хоя хватало почитателей и в более интеллектуальных кругах. Группа выступала и в странах дальнего зарубежья: в Германии, Израиле.
4 июля 2000 года его организм не выдержал, произошел отказ печени, и Клинских скончался от инфаркта на квартире у знакомого в Воронеже. Вскоре вышел последний альбом группы «Восставший из ада».
Далее началась волна последователей Клинских. Бывшие музыканты С. Г. или просто знакомые Юрия создают группы, используя тематики, разработанные Хоем, и название «Сектор Газа». Многие считают такое «наследование» нарушением моральных прав. Тем более, что эпигоны Юрия не смогли заполнить нишу, возникшую после смерти Клинских.
Это и неудивительно – популярность «Сектора Газа» была в большой мере следствием эпохи, в которой развивалась группа. Народ бывшего СССР уже прошёл тот виток культурного развития, который вызвал популярность группы. «Наболевшие» эмоции были высвобождены и в повторении не нуждались. Впрочем, есть более простое объяснение эпигоны группы никогда не дотягивали до уровня Клинских ни в плане текста, ни в плане музыки, а тем более по популярности.
Хотя достаточно большую популярность приобрели группы «ex-Сектор Газа» (основанная Игорем Кущевым) и «Сектор Газовой Атаки» (основанная Сергеем Гузниным (Кимом) и Татьяной Фатеевой). Последняя группа сотрудничала с «Красной Плесенью» при создании панк-мюзикла «Красная Шапочка» (2001).
Юрий Клинских вышел из типичной среды советских рабочих кварталов. Он был плохим учеником и после окончания школы и армии не задерживался долго на каком-нибудь рабочем месте. Клинских не сидел в тюрьме, однако его ближайшие родственники прошли эту школу жизни. Клинских был не только свидетелем, но и участником потасовок и групповых драк, типичных для спальных районов. В то же время Юрий с детства увлекался музыкой, играл на гитаре и был довольно интеллигентным, мыслящим человеком. Впитав в себя специфическую культуру своего окружения, он выплеснул нажитый опыт в песни. Сохраняя жаргон и следуя понятиям близкого для себя люмпенского мильо, Хой блестяще воссоздал действительность, зарифмовав её в стихи. Герои его песен простые ребята «по соседству», рабочие (иногда наоборот это жители деревень, «колхозники»), алкоголики, бомжи, люди криминального или полу-криминального толка. Их интересуют повседневные проблемы с кем выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Именно эта незатейливость и очевидность персонажей так пришлась по душе тем самым людям, о которых Клинских свои песни и писал.
Кроме того, большой пласт творчества Клинских посвящён теме загробной жизни. Сюжеты этих песен как правило развиваются в сельской местности. Герои песен всё те же «колхозники» или «работяги».
Однако, Юрий не стоял на одном месте, развиваясь как музыкант и поэт. Он охотно эксперементировал тематикой и формой песен, в музыкальном плане изящно пародируя известные мотивы. Ярким примером является его рок-сказка (панк-опера) «Кащей Бессмертный». Клинских увлекался различными музыкальными течениями от тяжёлого рока до чёрного рэпа, что нашло отражение в его песнях. К лучшим нетленкам Хоя относятся не только напичканные матом ранние хиты «Сектора Газа», но и такие серьезные песни, как «Туман», «Домой», «Life», «30 лет».
Юрий Клинских почитал творчество Владимира Высоцкого, часто проводил параллели между собой и легендарным бардом. Песня «В ночь перед Рождеством» была написана Юрой явно под влиянием песни Высоцкого «Погоня».
Ошибочно полагалось, что «Сектор Газа» является панк-группой. Клинских действительно изначально использовал на сцене панковскую атрибутику, тем самым и создав прецедент для подобного мнения. Однако аранжировки песен С. Г. не имеют отношения к панк-року: «мёртвые» барабаны на студийных записях, засилье синтезаторов и «тяжёлых» гитарных соло придавали звучанию группы скорее «попсовый» оттенок. Нигилизм в текстах также недостаточен для квалификации «Сектора» как панк-группы, так как в песнях фактически отсутствует эпатаж или открытый протест. Сам Клинских позже высказывал недовольство общим студийным звучанием, музыкальный стиль группы в свою очередь характеризовал как «фьюжн». Учитывая то, что лирика Клинских постепенно становилась всё более углублённой, особенно бледно смотрятся на его фоне потуги так называемых друзей Хоя, якобы реанимирующих «Сектор Газа» после смерти Клинских.
Последние годы жизни Юрий, злоупотреблявший не только алкоголем, но и героином, болел гепатитом С. Тем не менее, смерть Клинских стала неожиданностью для многочисленных поклонников. Юрий не был богатым человеком, его семья осталась фактически без денежных средств, в результате чего состоялась широкомасштабная акция в интернете по сбору денег на памятник Клинских.
Состав
Основатель группы, вокал, автор музыки и песен, акустическая гитара, гитара, клавишные: Клинских Юрий Николаевич (Хой), 27 июля 1964 – 4 июля 2000. До 1989 года работает сольно, иногда на фестивалях рок-клуба с сессионными музыкантами. Первые записи Юрия Клинских датированы 1981 годом.
Первый состав: (1989 – 1991)
Титиевский Семён Всеволодович, 20 января 1968 – бас-гитара
Крючков Олег "Крюк" – барабаны
Кущев Игорь Геннадьевич "Кущ", 23 июля 1959 – лидер-гитара
Якушев Александр Васильевич, 21 июня 1965 – барабаны
Дельцов Андрей Кимович (гр. Фаэтон), 23 февраля 1963 – звукорежиссёр (иногда гитара на концертах)
Есть упоминания о некоем гитаристе Максе, отработавшем 7 выступлений в 89 году и пропавшем в неизвестном направлении.
Сессионные музыканты этого периода:
Тупикин Сергей Иванович, 23 января 1965 – лидер гитара
Ушаков Алексей Алексеевич (гр. Фаэтон), 12 мая 1963 – клавишные
Сукочёв (или Сучков?) Виталий Васильевич "Питон", 15 февраля 1965 – бас-гитара
Фатеева Татьяна Евгеньевна (гр. Школа), 14 сентября 1968 – вокал
Второй состав: (1991-1993)
Лобанов Владимир Михайлович, 8 сентября 1964 – лидер гитара
Тупикин Сергей Иванович – бас гитара
Якушев Александр Васильевич- барабаны
Ушаков Алексей Алексеевич – клавишные
Фатеева Татьяна – вокал
Дельцов Андрей Кимович – звукорежиссёр
Попов Альберт Михайлович "Красный огурец" – Воронежский панк-бард. Работает на разогреве.
Сессионные музыканты этого периода:
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот", 15 августа 1961 – барабаны
Третий состав: (1993-1995)
Глухов Вадим Алексеевич, 25 августа 1965 – лидер гитара
Ушаков Алексей Алексеевич – клавишные
Якушев Александр Васильевич- барабаны
Дельцов Андрей Кимович – звукорежиссёр
Четвёртый состав: (1995-1997)
Глухов Вадим Алексеевич – лидер гитара
Черных Василий Иванович "Самоделкин", 3 декабря 1965 – 8 апреля 2008 трагически погиб попав под машину – гитара
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" – клавишные
Якушев Александр Васильевич – барабаны
Дельцов Андрей Кимович – звукорежиссёр
Сессионные музыканты этого периода:
Подзоров Валерий Викторович, 23 августа 1964 – бас-гитара
Ушаков Алексей Алексеевич – клавишные (иногда заменяет Игоря Аникеева)
Глухов Вадим Алексеевич – лидер гитара
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" – клавиши, ритм секция
Дельцов Андрей Кимович – звукорежиссёр
Титиевский Семён Всеволодович – бас-гитара (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989, Зловещие Мертвецы, Ядрёна Вошь)
Крюков Олег "Крюк" – барабаны (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989)
Якушев Александр Васильевич – барабаны (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989)
Кущев Игорь Геннадьевич "Кущ" – лидер гитара (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989, Зловещие Мертвецы, Ядрёна вошь, Ночь перед Рождеством)
Ушаков Алексей Алексеевич – клавишные (Ядрёна Вошь, Зловещие мертвецы, Ночь перед Рождеством, Нажми на Газ, Сказка, Танцы после Порева), голос (Сказка)
Фатеева Татьяна Евгеньевна – вокал (Зловещие Мертвецы, Ядрёна Вошь, Гуляй Мужик)
Жирнов Игорь Михайлович "Егор" (гр. Джокер, Чёрный Обелиск, Рондо), 21 сентября 1964 в г. Томске – лидер гитара (все альбомы начиная с Гуляй Мужик)
Тупикин Сергей Иванович – бас гитара (Гуляй, мужик, Нажми на газ, Колхозный Панк-92), лидер гитара (Плуги Вуги, Колхозный Панк-89)
Черкезов Эльбрус Джахангирович "Брюс" (гр. Лезвие), 7 сентября 1968 – бас гитара (Н.У.М)
Дронов Василий (Монгол Шуудан) – бас гитара (Восставший из ада)
Пухонина Ирина "Бухарина" – вокал (ТПП, Сказка)
Никифорова Вероника Всеволодовна (DJ Русского радио-Воронеж), 29 августа 1976 – вокал в песнях "Давай-Давай" и "Вечером на лавочке" в ремиксовом альбоме.
Брянцев Александр (или Алексей?) Иванович "DJ Крот", 13 марта 1973
– продюссер ремиксов
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" – клавишные (по песне в Н.У.М и Восставшем из Ада)
Глухов Вадим Алексеевич – гитара ("Туман" – Газовая Атака)
Колтаков Андрей "Бонифаций"- запись и сведение
Таманов Валерий – запись и сведение
Богданов Юрий – запись и сведение
Дельцов Андрей Кимович – звукорежиссёр
Самборский Дмитрий Ярославович, 30 мая 1970 – художник, дизайн
Покровский Дмитрий О. – дизайн альбомов Колхозный панк, Ядрёна Вошь, Ночь перед Рождеством, Гуляй, мужик, Танцы после порева
Радимов Сергей – дизайн альбома Наркологический университет миллионов
Павлов Сергей – дизайн
Журавлёв Сергей – дизайн
Липатов Александр – дизайн "Коллекции"
Золотарёв Олег (НТВ-Воронеж) – оператор "Сказки"
Великанов Дмитрий – оператор клипа Туман
Ларионов Денис – режиссёр клипа Туман
Белиловская Екатерина – фотограф
Гузнин Александр – фотограф
Ухин Алексей – фотограф
Кочерга Александр Иванович "Ухват", 2 сентября 1961 – устраивал концерты группе в 1989-1990. Основатель Воронежского рок-клуба.
Симонов Фидель – директор группы в 1991 году, создатель "левых" Секторов.
Савин Сергей Николаевич – директор группы (1992-1995)
Ляхов Константин – директор группы (1995-2000)
Кабанов Алексей Валерьевич – администратор (1995-2000)
Привалов Алексей Владимирович, родился 23 мая 1972 года в Москве. Сотрудничал с Юрой с 1996 по 2000 год. Сначала был директором концертного отдела компании "Гала", с которой у "Сектора" был концертный договор. Привалов организовывал концерты по стране и ездил с группой как тур-менеджер. Но через некоторое время он покинул "Галу", но с Юрцом сотрудничество продолжил.
Курбанов Аслан – администратор официального сайта группы – www.klinskih.da.ru (www.sektorgaza.net) c 1998 года и до настоящего времени).
Все альбомы группы, кроме Плуги-Вуги (1989), Колхозный Панк (1989) и Сектор Газа (1993) были изданы на лейбле S.B.A/Gala Records. Альбомы так же записывались на студиях "Blackbox" (Воронеж), "Мир"(Москва), Gala Records (Москва).
Дискография
Оригинальные альбомы
* 1989 Плуги-вуги
* 1989 Колхозный панк [оригинальная версия]
* 1990 Зловещие мертвецы
* 1990 Ядрёна вошь
* 1991 Ночь перед Рождеством
* 1991 Колхозный панк [основная версия]
* 1992 Гуляй, мужик!
* 1993 Нажми на газ
* 1993 Сектор Газа
* 1994 Танцы после порева
* 1994 Кащей Бессмертный
* 1996 Газовая атака
* 1997 Наркологический университет миллионов
* 1997 Сектор Газа [перезапись]
* 2000 Восставший из ада
Сборники, ремиксы
* 1996 Избранное
* 1997 Избранное 2
* 1998 Баллады
* 1999 Extasy (ремиксы Алексея Брянцева (DJ Крот))
* 1999 Стёб-хаус (ремиксы Алексея Брянцева (DJ Крот))
* 2001 Избранное 3