- Некоторые особенности в выборе цвета противотуманных фар
- Законно ли использовать желтый цвет?
- Содержание
- Необходимость [ править | править код ]
- Принцип работы [ править | править код ]
- Требования при установке [ править | править код ]
- Требования к противотуманным фарам [ править | править код ]
- Лампы [ править | править код ]
Ксеноновая дуговая лампа — источник искусственного света, в котором светится электрическая дуга в колбе, заполненной ксеноном. Дает яркий белый свет, близкий по спектру к дневному.
Часто езда в тумане доставляет трудности водителям. Для того, чтобы улучшить видимость, на дороге ставят противотуманные фары. Сейчас они есть самых разных видов и цветов. Так какиеже фары лучше? Давайте рассмотрим физику процесса рассеивания света в густой среде. Свет рассеивается на флуктуациях плотности среды. В идеальном вакууме свет не рассеивается и можно фиксировать прямолинейное распространение фотонов. В зависимости от плотности среды в ней рассеивается свет волн разной длины. Так, например, в атмосфере лучше всего рассеивается синий свет, именно поэтому мы видим небо синим. Если количество частичек с большой плотностью (водяной пар) увеличивать, то будетрассеиваться свет с большой длиной волны, например, зелёный, а спектр пропускания уедет в красную зону. Именно поэтому красный свет используют на дорожных знаках, стоп-сигналах автомобиля и светофорах. Красный свет меньше всего рассеивается в тумане. В след за красным цветом идёт желтый, за желтым зелёный. И в самом конце синий.
Если сравнить спектр излучения ксенона и лампырозжаривания, окажется, что лампа розжаривания излучает в инфракрасной области больше чем в видимой, а ксенон даёт свет в основном в видимом диапазоне.
Из этого следует, что ксенон лучше рассеивается в тумане и видимость ухудшается. Автомобильные ксеноновые лампы имеют разную температуру и спектр их излучения смещается. Самая оптимальная температура газа 5000К. Она хорошо подходит для освещения дороги. Но от неё мало пользы в тумане. Вы видите перед собой белую стену, а не асфальт. Это физические доводы того, что ксенон с температурой в 5000 и больше в тумане пользы не приносит. Для того, чтобы хорошо видеть в тумане, необходимо поставить желтые противотуманные фары. Они должны быть установлены на минимально допустимой высоте над дорогой и тоже могут быть из ксенона, но при температуре около 3000.
Без сомнения, ксенон даёт освещение на много лучше, чем лампа розжаривания и галогенка. И потребляет на много меньше тока. Его стоит использовать в паре с противотуманными фарами. Фара как оптическая система не может иметь замысловатую форму. В противотуманной фаре должна просматриваться осевая симметрия. Стекло или отражатель должно иметь специальный рисунок, проходя или отражаясь от которого свет должен освещать поверхность дороги полосой, а не пятном света. Противотуманные фары нельзя использовать одновременно с дальним светом. Это не принесёт никакого эффекта. В отсутствии тумана использование дополнительных фар на дорогах общего пользования только слепит других водителей. Все автомобили перед выпуском проходят тестирования и штатные фары удовлетворяют всем требованиям. Дополнительные фары освещают дорогу хуже, чем дальний свет и лучше, чем ближний. Явно теряется смысл в их установке.
Вывод: ксенон имеет явные преимущества над другими лампами, его стоит грамотно установить и правильно использовать. Дополнительные фары собственноручной установки только слепят других водителей.
Впервые столкнувшись с приобретением дополнительного освещения для своего транспортного средства, перед автолюбителями встает вопрос выбора цвета. Современный рынок автомобильной оптики может предложить следующие варианты:
- синий или бледно голубой;
- желтый;
- белый.
Дело здесь касается не только индивидуальных предпочтений владельца, но и качества освещения в непогоду или ночью. Противотуманные фары желтого цвета распространены более прочих, поскольку бытует мнение о том, что данный оттенок способствует лучшему качеству освещения дороги.
Некоторые особенности в выборе цвета противотуманных фар
Важным фактом, который следует учитывать выбирая цвет противотуманки, является то, что с некоторых пор владельцам автотранспортных средств запрещено использовать желтый цвет в качестве основного источника освещения дорожной поверхности. Это связано с ослепляющим эффектом, который данный цвет оказывает на встречных водителей. Поэтому фары современных автомобилей излучают исключительно белый или бледно голубой цвет.
Смотрите в видео ниже, какие должны быть противотуманные фары.
При комбинировании белого цвета основного освещения с противотуманными фарами желтого оттенка можно добиться максимально качественного освещения пути в ночное время суток, в тумане либо при плохой погоде.
Законно ли использовать желтый цвет?
Согласно законодательству цвет основных передних фар должен быть белым. Это правило распространено как на ближний, так и на дальний режим освещения, однако оно не затрагивает требований касательно цвета противотуманных фар, поэтому желтый цвет для стекла противотуманок можно смело рассматривать.
В последнее время очень распространено мнение о том, что желтый цвет противотуманных фар более качественно способен осветить поверхность дороги благодаря максимально сконцентрированному пучку света. В действительности автором такой теории скорее всего является обычный автолюбитель, который всегда пользовался желтым цветом при освещении дороги в непогоду. Ему просто не с чем сравнивать. На самом деле цвет противотуманных фар не играет особой роли в качестве освещения. Выбор цвета прежде всего должен основываться на индивидуальных предпочтениях. Он может быть даже синий. Важно, что на качестве это никак не отразиться. В доказательство можно привести следующий пример: современные автомобили уважаемых мировых брендов выпускаются либо с белым, либо с бледно – синим оттенком стекла на фарах дополнительного освещения.
В заключение можно добавить, что мощность ламп на противотуманных фарах не должна превышать 50 Вт. Определить это можно по соответствующим обозначениям со стороны крепления. На лампах данной мощности должна быть отметка Н1 или Н3 (зависит от производителя). Минимальная мощность должна составлять не менее 20Вт. В противном случае она не прослужит в течении длительного времени. Как правило срок эксплуатации ламп с пониженной мощностью варьируется от 500 до 700 часов.
Противотума́нные фа́ры — фары, применяемые на транспортных средствах. Должны излучать белый или отборный жёлтый, но одинаковый для обеих фар, установленных на конкретном транспортном средстве, свет. Дают плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы не освещать толщу тумана по высоте. Могут быть расположены в головной оптике.
Содержание
Необходимость [ править | править код ]
В тяжёлых метеоусловиях, таких, как туман, дождь или снегопад, свет от обычных фар автомобиля, а точнее, лучи ближнего и особенно дальнего света, отражаясь и рассеиваясь от мельчайших капель воды или снежинок, создают полупрозрачную пелену, которая уменьшает видимость. Широкий пучок света противотуманных фар хорошо подсвечивает обочину, облегчая маневрирование на извилистых дорогах. Кроме этого, противотуманные фары увеличивают видимость самого́ транспортного средства для других участников дорожного движения в тяжёлых метеоусловиях.
Принцип работы [ править | править код ]
На просторах интернета существует сильно растиражированное заблуждение, что противотуманная фара светит под туман – что не является действительностью.
Основной причиной ухудшения видимости из автомобиля в тумане и осадках при включённых фарах головного света является характер светораспределения головных фар (дальнего и ближнего света), обусловливающий относительно малый градиент изменения сил света в пучке фар в вертикальной плоскости, что при увеличенном рассеянии на частичках дождя и тумана резко снижает яркостный контраст.
Светораспределение противотуманных фар различных фирм разнообразно. Общим является низкое расположение этих фар и резкое ограничение лучей, проходящих выше горизонтальной плоскости проведенной через ось фары.
Отражатель такой фары выполняется параболоидным и имеет либо круглое, либо прямоугольное световое отверстие ( в последнем случае параболоид выполняется усеченным). Источник света установлен таким образом, чтобы тело накала было расфокусировано относительно фокуса отражателя вперед и вверх, что создает четкую светотеневую границу.
Конструкция светооптической схемы противотуманных фар имеет экран прямых лучей. Его применение объясняется необходимостью исключить взаимодействие прямых лучей от источника света с частицами тумана, в результате которого происходит сильное рассеяние не сформированного излучения источника света, которое создаёт вуалирующую пелену и резко снижает дальность видимости.
Также желтый цвет свечения лучше "пробивает" туман в следствие дисперсии, из за которой имеет меньшее преломление и как следствие меньшее рассеяние.
Требования при установке [ править | править код ]
Правилами дорожного движения (ПДД) на основании ГОСТ 8769-75 разрешено устанавливать противотуманные фары исключительно в количестве двух штук не дальше 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке рассеивателя) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке рассеивателя).
Правила № 48 Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН «Единообразные предписания, касающиеся утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации» дополнительно предписывают их установку не выше фар ближнего света (кроме полноприводных автомобилей). Углы видимости противотуманных фар (в пределах которого фары не загораживаются какими-либо элементами автомобиля) должны составлять: вертикальный +15…−10°, горизонтальный — +45…−10°. Противотуманные фары должны включаться только вместе с габаритным светом автомобиля.
Требования к противотуманным фарам [ править | править код ]
Фары должны иметь сертификат соответствия по Правилам № 19 ЕЭК ООН «Единообразные предписания, касающиеся официально утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств». Фары, прошедшие сертификацию, имеют знак международного утверждения — несмываемую надпись на светорассеивателе или защитном стекле фары. В знаке содержится: информацию о стране, выдавшей утверждение, его номере, категории фары и др. Например, если фара сертифицирована в России на ней будет стоять знак Е22 в круге.
Категории фар обозначаются следующим образом:
- С — ближний свет;
- R — дальний свет;
- Н — только с галогенной лампой;
- PL — пластмассовый светорассеиватель;
- S — цельностеклянный оптический элемент (лампа-фара);
- В — противотуманная фара.
Лампы [ править | править код ]
В фарах применяется в большинстве случаев однонитевая лампа категории Н1. Кроме неё применяют также лампы категорий Н2, Н3, Н7 (усовершенствованная лампа Н1), H11, HB4.