- Чтоб заказать нужную деталь и никто ничего не перепутал нужно указать её каталожный номер.
- Как подобрать запчасти
- Классификация кодов деталей
- Присвоение артикула по VIN-коду
- Расшифровка индивидуального кода
- Особенности поиска в каталогах
- Артикулы отечественных автомобилей
- Как подобрать деталь?
- Коды фильтров
- Подбор деталей к иномаркам
- Особенности интернет-торговли
Наткнулся на статейку, не знал.
А вот оно как оказывается, Михалыч.
Что такое номенклатурный (каталожный) номер запчасти и для чего он нужен? Номенклатурный (каталожный) номер есть у любой запчасти любого автомобиля. Этот номер уникален, т. е. для каждой запчасти принадлежит только ее номер, при этом с одинаковым номером не бывает двух разных деталей, и наоборот, у одной детали не может быть двух разных номенклатурных номеров. Надо понимать, что если одна деталь имеет разные комплектации, или есть варианты т. н. старого и нового образца, или правая-левая, или передняя-задняя, — то такие варианты должны однозначно иметь разные каталожные номера. Если же детали разнятся по виду производителя, то разницы в каталожном номере мы не обнаружим; такие отличия поставщик должен отмечать в своем каталоге проставляя сокращенно наименование конкретного производителя.
Каталожный номер содержит следующие элементы:
1. Префикс, обозначающий марку или модификацию автомобиля. Например «236» или «238» будет обозначать принадлежность детали к двигателям, КПП или сцеплению ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 соответственно. Префикс «130» или «4331» будет соответствовать общим семействам автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331 соответственно. Если деталь подходит для нескольких разных автомобилей, то она будет иметь т. н. собирательный префикс, характеризующий ее как многофункциональную. Например, многие детали тормозной группы, применяемые на автомобилях КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, будут иметь префикс «100». Если же к современному автомобилю конструкторы смогли приладить деталь от прошлых и снятых с производства автомобилей, то такая деталь будет иметь старый префикс; например венец маховика для ЗИЛ-130 будет иметь префикс «120», это значит он от старой модели ЗИЛ (ЗИЛ-164 или ЗИЛ-157). Работая с каталогом потребитель сталкивается с большим количеством префиксов, не соответствующих внешне той или иной моделе и марке машины; надо быть внимательным с выбором, или же обращаться к специалистам.
2. Также после дефиса указывается собственно сам номенклатурный номер, соответствующий только данному виду детали; обычно он 7-значный. Интересно, что для разных марок машин, одинаковые наименования деталей будут иметь одинаковые номенклатурные номера. Например, 1005010, это вал коленчатый, и он имеет одинаковый номер и для КАМАЗа, и для двигателей ЯМЗ, и для ВАЗа, и для тракторов. У таких номеров могут незначительно отличаться окончания, например, 1005011, 1005015, 1005018 и т. п., что говорит о разной комплектации изделия, например с вкладышами, или с кольцами, или с пробками грязесборника и т. д. При увеличении комплектации номер уменьшается. Первые три цифры номенклатурного номера соответствуют номеру группы детали; так, 100 будет относиться к группе 10 двигатель, 110 к системе 11 питание двигателя, и так далее, см. группы деталей. 4 и 5 цифра обозначают подгруппу; например, после первых цифр 100 если идут цифры 20, то это подгруппа «блок двигателя» или 30 это «головка блока двигателя». Последние две цифры придают детали ее индивидуальный номер.
3. Также возможно после второго дефиса окончание номера, обозначающее особенности детали, как-то ее комплектность, или применяемость, или т. н. старого-нового образца, или размер регулировочных элементов.
Таким образом, имея перфикс принадлежности данной детали к марке машины и собственно 7-значный номер, мы получаем четкий идентификационный код детали, свойственный только ей. В спорных ситуациях заказа запчастей, когда номер и наименование не соответствуют друг другу, правильная трактовка признается за выбранным номенклатурным номером детали. Чтобы не ошибаться с выбором продукции, надо пользоваться бумажными каталогами или специальными электронными автокаталогами, которые на сегодня достаточно распространены. Однако, и здесь надо иметь достаточно высоку квалификацию, поэтому предварительно разобравшись, что Вам надо, лучше обратиться к опытным продавцам поставщика. Конечно, правило «покупатель всегда прав» действует, но все же когда Вы ошибаетесь в выборе товара, Вам никто не компенсирует потерянное время и нервы.
Некоторые автодетали имеют другое построение каталожного номера, обычно это подшипники, резино-технические изделия, метизы, автолампы. Обычно такие изделия имеют 6-значные номера с или без префикса. Связано это с тем, что обычно такие изделия выпускаются заводами, не входящими в производственные объединения марок машин, и имеющие собственное обозначение продукции.
Почему так? Советский автопром был построен в том числе по принципу универсальности одинаковых деталей и агрегатов для разных производителей и марок машин. И конструкторы и производственники самых разных легковых автомобилей, грузовиков, тракторов и сельхозтехники, а впрочем и сбытовики и потребители, должны были разговаривать на техническом языке, понятном всем. Так и образовалась универсальная и простая в обращении система обозначений, успешно работающая и сегодня. Этой системе также соответствовала также и общая структура советского автопрома, когда специализированная продукция выпускалась не самими марочными производителями, а их смежниками. Подшипниковые заводы, производители РТИ, электрики, пластика, метизов и т. д. никогда не входили в производственные объединения ГАЗа, ЗИЛа, КрАЗа или МАЗа, а напротив, специализировались на выпуске профильной продукции для самых разных марок машин народного хозяйства, а также для военной промышленности. Такое разделение позволяло производственных холдингам не распыляться на мелочи и не открывать собственных специализированных производств, требующих существенных вложений, а сконцентрировать усилия непосредственно на сборке техники и на выпуске большого количества автомобилей. А полный каталожный номер изделия нес в себе всю необходимую информацию и производителе, применяемости и принадлежности автодетали.
Это удивительно, ну где еще можно найти, чтобы например изделие тормозной системы «регулятор давления 100-3512010» подходил для более чем 30 разных модификаций машин самых разных марок?! Или чтобы двигатель ММЗ-245 устанавливался на самой разной автотехнике от тракторов до Бычков, ЗИЛ-4331 и ГАЗонов? Безусловно это удобно и для пользователя и для продавца, это экономия средств, это дешевизна заводской продукции и стандартное оборудование. Напротив, иностранный автопром всегда пытается с каждым годом хоть что-то да изменить в конструкции определенного автомобиля; из-за этого себестоимость детали возрастает, пропадает унификация, а значит вырастает стоимость изделия для потребителя. Поиск по каталогу таких запчастей самостоятельно невозможен, действуют специальные автокаталоги производителей, к которым нет доступа у потребителя.
На самом деле это две крайности: в нашем автопроме так все универсально, что страдает и качество и характеристики конечного изделия, целиком автомобиля. Например, как бензиновый двигатель ЗИЛ-130, разработанный конструкторами в начале 60-годов, может на сегодня иметь сертификацию Евро-3 ?! А ведь имеет и успешно устанавливается на современные автомобили. Или каких современных характеристик ждать от 3-х осного пожарного автомобиля с тракторным двигателем Д-245 с мощностью 136л.с?! Это у нас; ну а в импортном автопроме невозможность экономии ложится на плечи потребителя.
Чтоб заказать нужную деталь и никто ничего не перепутал нужно указать её каталожный номер.
Чтоб эти отличия систематизировать производитель каждой детали присваивает оригинальный и неповторимый код(номер) и в последствии вносит его в каталог.
В каталогах приводят схемы узлов или механизмов, на которых видны все детали и каждая деталь подписана своим уникальным номером.
Каталогами очень удобно пользоваться не только для заказа запчастей, но и при ремонте,так как на схемах каталога показано всё устройство,вплоть до малейшего винтика,а так-же в какой последовательности и какой стороной должно быть собрано.
В каталогах можно найти деталь, партномер, по году выпуска, по марке, модели, по номеру мотора.
Один из популярных сайт с каталогами megazip
Ни для кого не секрет, что в каждом автомобиле масса запчастей, которые во время его использования постепенно изнашиваются и приходят в негодность. Спустя несколько лет активной эксплуатации их приходится менять.
Как подобрать запчасти
Многие детали машин разных марок внешне схожи. Специалисты с многолетним опытом работы, конечно, различают их, но даже они могут запутаться в предлагаемом многообразии запасных частей на рынке. Для того чтобы избежать проблем, производители еще в момент выпуска деталей присваивают им собственные номера. Это делают как крупные заводы-автогиганты, которые изготавливают оригинальные запчасти, так и те, кто занимается производством более дешевых аналогов.
Классификация кодов деталей
Для опытных специалистов поиск запчастей по каталожному номеру не составляет труда. Если понять принцип присвоения шифров, то многие из них быстро запоминаются. Так, для его создания могут использоваться три метода: по марке машины, по коду двигателя и по особому VIN-номеру.
Присвоение артикула по VIN-коду
Разобраться с тем, что каждый производитель шифрует с помощью кодов, удается немногим. Ведь компании не предоставляют описание того, по какому принципу присваиваются те или иные артикулы и что обозначают цифры и буквы в них. Многие иностранные производители в настоящее время каталожный номер запчасти присваивают исходя из VIN-кода автомобиля, для которого она предназначена.
По этому же индивидуальному шифру осуществляется и поиск комплектующих частей. Если использовать электронные каталоги, то поиск по VIN коду занимает считанные минуты. Найти его можно в техпаспорте каждой машины – это номер кузова (рамы).
Расшифровка индивидуального кода
VIN – это специальный идентификатор, который состоит из 17 различных символов. Он разделяется на несколько частей. Первые три символа – это всемирный индекс самого производителя – WMI. С 4 по 9 знак зашифрована описательная часть – VDS. С 10 по 17 символ находятся сведения об отличительной информации транспортного средства – VIS.
WMI – это код, в котором первый знак идентифицирует страну-производителя, второй – завод-изготовитель, третий обозначает определенное производство, где был выпущен автомобиль. Вторая часть VIN-шифра, которая называется VDS, несет информацию об основных технических характеристиках транспортного средства, в нем зашифрованы марка, тип двигателя, кузова, серия и прочие данные. Девятая цифра является проверочной – по ней можно определить достоверность VIN-кода.
Значение последней части артикула, состоящей из 8 символов, определяет индивидуально сам производитель. Там, например, может находиться информация о годе производства или конкретном сборочном заводе.
Особенности поиска в каталогах
Конечно, если вы привыкли покупать детали в специализированных магазинах или на рынке, то знать, как выглядит каталожный номер запчасти, из чего он состоит и как присваивается, вам не обязательно. Но при самостоятельном поиске нужных комплектующих, например, через Интернет, это знание существенно облегчит работу.
Во избежание ошибок многие онлайн-магазины советуют воспользоваться помощью консультантов, которые помогут определить, какая именно деталь вам нужна. Но если вы знаете, как осуществляется поиск запчастей по номеру, и вам известен код необходимой вам детали, то вы можете сделать это и самостоятельно. Для этого только важно знать несколько нюансов. При поиске необходимо использовать лишь цифры и буквы латинского алфавита. В номерах может быть разное количество символов, для поиска в некоторых системах недостающие знаки необходимо заменять 0. Их нужно вводить перед первыми цифрами. Но особенности поиска лучше уточнять у дилера. Также важно помнить, что при зашифровке производители не используют латинские буквы I, O, Q чтобы избежать путаницы с цифрами 1 и 0.
Артикулы отечественных автомобилей
Например, каталожный номер запчасти ВАЗ-2109, которая называется «прокладка крышки» и относится к основным элементам двигателя, может идти под кодом 2108-1003270-01. Но последние цифры в той же детали могут меняться на 10 или 11. Поэтому перед покупкой лучше проконсультироваться с представителем дилера. Ведь нередки случаи, когда владельцы ремонтируют свой автомобиль и не могут подобрать запчасти, которые подходят именно к их комплектации.
Как подобрать деталь?
Если есть в руках такое издание, найти номер запчасти по каталогу не сложно. Достаточно понимать устройство машины и знать, к какому типу комплектующих относится необходимая вам деталь. Для работы с иллюстрированными изданиями нужно просто открыть раздел, где размещены изображения. Там можно найти нужный участок машины и необходимую деталь. Возле каждой из них будет указан каталожный номер запчасти. Зная его, уже можно узнать, есть ли товар на выбранном вами складе, и определить его стоимость.
Коды фильтров
Если вам необходима конкретная деталь, то проще всего ее купить, если знать номер. Например, одними из наиболее востребованных запасных частей являются фильтры. Если с заменой воздушных обычно не возникает проблем, то подбор масляных очистителей часто вызывает ряд вопросов. Правильный выбор гарантирует долговечную работу двигателя, ведь именно фильтр очищает масло от различных твердых частиц, продуктов распада и сторонних примесей.
Подбор деталей к иномаркам
Как показывает опыт многих автовладельцев, подбирать комплектующие к иностранным автомобилям бывает немного легче. Ведь номер запчасти по каталогу привязан к индивидуальному VIN-коду каждого автомобиля. Если вы являетесь активным пользователем Интернета и предпочитаете совершать покупки онлайн, то вам пригодится информация о том, как искать детали, используя индивидуальный код.
Как правило, во всех интернет-магазинах поисковый алгоритм схож. Будущему покупателю необходимо ввести VIN-код транспортного средства и его марку в соответствующую графу и выбрать интересующие его комплектующие детали. Причем каждый может как подобрать оригинальные запчасти с завода, так и остановить свое внимание на более доступных аналогах. Поиск таким образом можно выполнить сразу в нескольких интернет-магазинах, сравнить их предложения, цены, условия доставки и выбрать наиболее подходящий вариант. Но непосредственно перед приобретением лучше всё же связаться с представителем продавца и уточнить, правильно ли были выбраны запчасти по номеру.
Особенности интернет-торговли
Многие магазины, работающие через Всемирную паутину, стараются сразу выйти на связь с клиентом и контактировать с ним лично. Они не слишком заинтересованы, чтобы покупатель мог сравнивать цены и условия доставки. А при личном общении уговорить клиента сделать заказ гораздо проще. Поэтому большинство из них не размещает информацию о стоимости запчастей, они просто предлагают ввести все необходимые данные в специальные формы и оставить свои контактные данные для связи с менеджером.
Специалисты компании, используя предоставленную информацию, самостоятельно определяют номер детали по каталогу, выбирают все подходящие варианты и перезванивают потенциальному покупателю. Они предлагают клиенту несколько комплектующих по различным ценам, это могут быть как оригинальные детали, так и поддельные аналоги.