- Автоматическая коробка передач
- Блокировка рычага переключателя диапазонов
- Ручной режим переключения передач
- Переключение на высшие передачи в ручном режиме
- Переключение на низшие передачи в ручном режиме
- Виды и характеристики АКПП Mazda 3
- Когда АКПП требуется ремонт
- Помимо естественного износа деталей неполадки в работе АКПП возникают вследствие:
- Покупка контрактной АКПП
Mazda 3 поколения bm не пользуется столь же сильной популярностью у российских автолюбителей, как скажем первое поколение автомобиля или ее старший брат Mazda 6. Виной всему слишком высокая стоимость, доплатив всего пару сот тысяч рублей Вы сможете приобрести автомобиль более высокого класса с просторным салоном, большим по размеру и соответственно более комфортным, речь идет о шестерке. Но есть у трешки и свои достоинства, такие как маневренность плюс компактные размеры позволят практически всегда найти место для парковки. Лично нам нравиться, как выглядит Мазда 3, это касается, как седана, так и хэтчбека.
Издалека трешку седан можно с легкостью спутать с шестеркой, т.к. внешне между ними нет практически никакой разницы, поправочка, не было, т.к старшая версия получила фейслифтинг и ряд изменений.
По части технических характеристик, автомобиль оснащается на выбор двумя бензиновыми моторами: 1.5 литра мощностью 104 л.с. и 1.6 мощностью 120 л.с.
Автоматическая коробка передач
В России Мазда 3 поколения бм предлагается исключительно с автоматом, причем их два:
- 4-х ступенчатый FN4A-EL;
- 6-ти ступенчатый FS6A-EL. Такая же трансмиссия установлена на седан Mazda 6 и кроссовер Mazda CX-5.
Обе трансмиссии весьма надежны и неприхотливы в эксплуатации, однако если выбирать между ними, мы бы отдали предпочтении 6-ти ступенчатой версии. На наш взгляд она работает шустрее, да и показатели расхода топлива у нее лучше. Также весьма важным фактором является, что большее количество передач имеет преимущество при езде на дальнее расстояние.
Стартер может быть включен, если переключатель диапазонов находится в положении «Р» (стоянка) или «N» (нейтраль) ( рис. 1. ).
В положении «Р» (стоянка) переключателя диапазонов пере дние колеса механически заблокированы от вращения.
Рис. 1. Схема переключения рычага селектора переключения диапазонов
Перевод рычага переключателя диапазонов в положения «Р» (стоянка), «N» (нейтраль) или «R» (задний ход) на ходу автомобиля может привести к повреждению трансмиссии.
Перевод рычага переключателя диапазонов в положение «D» (движение) или «R» (задний ход), когда двигатель работает на оборотах выше холостого хода, может привести к повреждению трансмиссии!
Если рычаг находится в положении «R» (задний ход), включается передача заднего хода и автомобиль может двигаться назад.
Включать и выключать передачу заднего хода необходимо только после полной остановки автомобиля. Исключение составляют редкие случаи, когда необходимо вывести автомобиль из застревания с помощью раскачивания.
В положении «N» (нейтраль) ни одна из передач в трансмиссии не включена, и передние колеса отсоединены от двигателя.
Автомобиль может свободно катиться даже при наличии небольшого уклона дороги, если не включен стояночный тормоз или не нажата тормозная педаль.
Во избежание неожиданного трогания автомобиля с места включите стояночный тормоз или нажмите на тормозную педаль, прежде чем переводить рычаг переключателя диапазонов из положения «N» (нейтраль).
Диапазон «D» (движение) предназначен для нормальных условий движения автомобиля.
После трогания автомобиля с места и по мере разгона происходит автоматическое последовательное переключение передач – с первой по четвертую.
Положение «М» (переключение в ручном режиме) предназначено для переключения передач вручную.
Водитель может последовательно переключать трансмиссию на высшие или низшие передачи, перемещая рычаг в соответствующую сторону.
Блокировка рычага переключателя диапазонов
Система блокировки не позволяет вывести рычаг из положения «Р» (стоянка), если при этом не нажата тормозная педаль. Чтобы вывести рычаг из положения «Р» (стоянка), выполните следующие действия.
1. Нажмите и удерживайте тормозную педаль в нажатом положении.
2. Запустите двигатель.
3. Переместите рычаг переключателя диапазонов.
Рычаг переключателя диапазонов невозможно вывести из положения «Р» (стоянка), если выключатель зажигания находится в положении «АСС» (вспомогательные потребители электроэнергии) или «LOCK» (блокировка).
В качестве меры предосторожности предусмотрено, что ключ зажигания невозможно вынуть из замка зажигания, если рычаг переключателя диапазонов не установлен в положение «Р» (стоянка) (Автомобили с носимой картой «Advanced Key»)
Выключатель зажигания невозможно повернуть из положения «АСС» (вспомогательные потребители электроэнергии) в положение «LOCK» (блокировка), если рычаг переключателя диапазонов не находится в положении «Р»(стоянка).
ОТКЛЮЧЕНИЕ БЛОКИРОВКИ РЫЧАГА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ ДИАПАЗОНОВ
Если рычаг переключателя диапазонов не удается вывести из положения «Р» (стоянка) обычным способом, удерживая тормозную педаль в нажатом положении, выполните следующие действия.
1. С помощью отвертки снимите заглушку выключателя блокировки.
Рис. 2. Снятие заглушки выключателя блокировки
2. Вставьте в углубление отвертку и нажмите отверткой вниз (рис. 2.).
3. Переместите рычаг переключателя диапазонов.
Ручной режим переключения передач
Режим ручного переключения передач позволяет в определенной степени имитировать управление механической коробкой передач и дает водителю возможность контролировать обороты двигателя и крутящий момент, подводимый к ведущим колесам.
Чтобы перейти в режим ручного переключения передач, переведите рычаг из положения «D» (движение) в положение «М» (переключение в ручном режиме).
Чтобы вернуться в автоматический режим переключения передач, переведите рычаг из положения «М» (переключение в ручном режиме) в положение «D» (движение).
Если включен режим ручного переключения передач, на приборной доске будет гореть индикатор «М» ручного режима управления.
ИНДИКАТОР ВКЛЮЧЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Рис. 3. Индикация включения передач и включенных диапазонов
На приборной доске горит номер включенной передачи (рис. 3.). Если переключение на низшую передачу невозможно из-за слишком высокой скорости автомобиля, то индикатор включенной передачи мигнет два раза.
При перегреве рабочей жидкости (ATF) автоматическая трансмиссия может переключиться из ручного в автоматический режим управления.
При этом происходит отмена ручного режима, и индикатор включенной передачи выключается.
Это специально предусмотрено для защиты автоматической трансмиссии от повреждения.
После охлаждения рабочей жидкости (ATF) индикатор включенной передачи загорается, и автоматическая трансмиссия возвращается в ручной режим переключения передач.
Переключение на высшие передачи в ручном режиме
Чтобы переключить трансмиссию на смежную высшую передачу (относительно текущей передачи), нажмите на рычаг назад (+).
Если автомобиль движется медленно, трансмиссия может не переключаться на высшие передачи.
При включенном ручном режиме, трансмиссия не будет переключаться на высшие передачи автоматически.
Запрещается превышать допустимые обороты коленчатого вала двигателя: стрелка тахометра не должна заходить в КРАСНУЮ ЗОНУ шкалы.
Если это произошло, вы можете почувствовать торможение двигателем, поскольку подача топлива в двигатель прекращается. Это предусмотрено для защиты двигателя от повреждений, но это не свидетельствует о какой-либо неисправности автомобиля.
Переключение на низшие передачи в ручном режиме
Чтобы переключить трансмиссию на смежную низшую передачу (относительно текущей передачи), нажмите на рычаг вперед.
Если автомобиль движется с высокой скоростью, то трансмиссия может не переключаться на низшие передачи.
При замедлении автомобиля передачи могут автоматически переключаться вниз.
РЕЖИМ ФИКСАЦИИ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ
Если автомобиль неподвижен или скорость автомобиля не превышает 10 км/ч, то при нажатии на рычаг назад (+) трансмиссия включается в режим фиксации второй передачи.
В этом режиме будет постоянно включена вторая передача. Это предусмотрено для облегчения трогания с места и движения по скользкому дорожному покрытию.
Для выключения режима фиксации второй передачи нажмите на рычаг назад (+) или вперед (-).
МОМЕНТЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Переключение на высшие передачи. В таблице приведены значения предельных скоростей автомобиля, ниже которых переключение на соответствующие высшие передачи невозможно.
Переключение на высшую передачу
Скорость авто, км/ч
Вы можете включить 2-ю передачу М2
как на неподвижном, так и на ходу
Переключение на низшие передачи. В таблице приведены значения предельных скоростей автомобиля, выше которых переключение на соответствующие низшие передачи невозможно.
Переключение на низшую передачу
Скорость авто, км/ч
При замедлении автомобиля происходит автоматическое переключение трансмиссии на низшие передачи в соответствии с приведенной ниже таблицей.
Переключение на низшую передачу
Выпуск автомобиля класса С Mazda 3 (на внутреннем японском рынке Mazda Axela) был начат в 2003 году.
Выпуск автомобиля класса С Mazda 3 (на внутреннем японском рынке Mazda Axela) был начат в 2003 году, на сегодняшний день появилось 3 поколения этого авто. Модель создана на платформе Ford, ряд автомобилей этой линейки комплектуется трансмиссиями, которые имеют полные аналоги среди фордовских.
Виды и характеристики АКПП Mazda 3
На автомобилях Mazda 3 (Axela) устанавливались механические и автоматические коробки передач. Коробки-автоматы «Мазды» 3 серии BK (1-е поколение) были 4-ступенчатыми, за исключением комплектации с 2,3-литровым двигателем.
На этой модели с 2006 г. устанавливали 5-ступенчатые АКПП, со временем ими стали комплектовать все авто с двигателем 2 л.
Во 2-м поколении (серия BL) использовались 4-, 5- и 6-ступенчатые АКПП, а в 3-м (BM) – исключительно 6-ступенчатые.
Вот какие коробки-автоматы устанавливались на разных моделях «Мазды» 3:
-
FN4A-EL по классификации Mazda, она же 4F27E по классификации Ford – 4-ступенчатая, выпускается с 1998 г., предназначена для автомобилей с двигателями объемом 1,3–2 л;
FNR5 (5F27E) – 5-ступенчатая модификация предыдущей модели, производство начато в 2004 г., устанавливалась на авто с двигателями объемом 2–2,5 л;
FS6A-EL – 6-ступенчатая версия, выпускается с 2013 г.;
SKYACTIV-Drive – 6-ступенчатая АКПП, устанавливается на автомобилях Mazda Axela 3-го поколения.
АКПП FN4A-EL, FNR5, FS6A-EL принадлежат к одному семейству и отличаются сходными характеристиками.
Это неприхотливые к обслуживанию, простые в эксплуатации коробки. Многие расходники к этим моделям являются взаимозаменяемыми, их легко найти в продаже, с ремонтом проблем не возникает.
На некоторых моделях «Мазды» 3 устанавливались АКПП Activematic. Это разработка Mazda, позволяющая выбирать как автоматический, так и ручной режим работы. При переключении передач задержка минимальная, при ускорении достигается оптимальный баланс, АКПП отличается бесшумной работой и экономичностью.
SKYACTIV-Drive – оптимизированная модель 6-ступенчатой АКПП, на всех 6 передачах доступен полный спектр блокировки сцепления, степень блокировки достигла 89 %. Эта коробка еще более отзывчива по сравнению с моделями Activematic, отличается максимально плавным переключением передач, позволяет развивать на старте мощное ускорение, экономить 4–7 % топлива. Специфические черты SKYACTIV-Drive – многодисковое сцепление и мехатронный модуль.
Работа АКПП SKYACTIV-Drive намного совершеннее и эффективнее
Когда АКПП требуется ремонт
АКПП FN4A-EL и ее 5-, 6-ступенчатые версии длительное время работают без капремонта при условии своевременной замены масла и фильтров.
Основные вопросы, связанные с заменой масла в коробке-автомате «Мазды» 3: какое масло использовать и сколько его понадобится.
Рекомендуется использовать трансмиссионное масло для АКПП типа ATF – Mercon-V от «Форда», M-V от «Мазды».
Если не удается найти масло этих производителей, подойдет Dexron IV от General Motors.
В России зимой хорошо использовать масло LV – в неразогретом состоянии оно не так вредит фрикционам.
Но если ранее использовалось масло M-V, смешивать их нельзя, необходима полная замена.
Заправочный объем при полной замене 6,7–7 л. Четких рекомендаций, при каком пробеге менять масло, нет.
Нужно проверять его уровень щупом и осматривать щуп после проверки. Если масло потемнело, появились посторонние примеси, изменилась вязкость, оно нуждается в замене.
Что касается SKYACTIV-Drive, официальные дилеры Mazda утверждают, что масла, залитого на заводе, должно хватить на весь срок службы коробки передач.
Но поскольку масло все же загрязняется в результате износа и сгорания фрикционов, эксперты рекомендуют менять его после 70 тыс. км пробега.
Необходима одновременная замена масляного фильтра, иначе свежее масло будет загрязняться, проходя через грязный фильтр.
Для выполнения этой процедуры следует обратиться в СЦ, так как фильтр расположен внутри коробки и понадобится ее полная разборка.
Если возникла необходимость купить масло в коробку-автомат «Мазды» 3, лучше обратиться к официальному дилеру: поддельное масло низкого качества сильно вредит трансмиссии.
Менять масло в АКПП FN4A-EL и ремонтировать ее значительно проще, чем SKYACTIV-Drive – для большинства ремонтных работ демонтаж коробки передач не требуется.
Масляный фильтр коробки-автомата «Мазды» 3 нужно подбирать в соответствии с глубиной поддона, существуют модификации с высотой заборника 17 и 34 мм.
Более качественную защиту масла от загрязнений обеспечивает ремкомплект «Аток», с сеточками в составе прокладок.
В более ранней версии ремкомплекта «Транстек» сеточек нет.
Довольно часто владельцы «Мазды» 3 жалуются, что у них «пинается» коробка-автомат SKYACTIV-Drive, то есть при переключении скоростей ощущается толчок.
Обычно это происходит при переключении с 1-й на 2-ю скорость на холодную.
Рекомендуется 15–20 км проехать на 1-й скорости и только после разогрева масла переключаться на 2-ю.
Толчки на холодную – характерная особенность АКПП «Мазды», а вот если они возникают и на горячую, стоит пройти диагностику.
Еще толчок часто отмечается при переключении с 4-й на 5-ю скорость, это тоже нормально из-за большого разрыва в передаточных числах.
Плавность переключения обычно повышается после обкатки машины, когда коробка адаптируется к манере вождения.
Ремонт коробки-автомата «Мазды» 3 серии BK и BL в основном сводится к замене сальника, прокладок, втулок, фрикционов, стальных дисков, в более сложных случаях меняется тормозная лента.
Слабое место коробок этого семейства – задняя крышка, быстро изнашивается посадочное место барабана на суппорте, возникает люфт.
После 100 тыс. км рекомендованы чистка и профилактический ремонт гидроплиты.
Капитальный ремонт обычно требуется после 200–300 тыс. км пробега, когда возникают проблемы в работе гидротрансформатора, происходит износ корзины сцепления.
Электрика не беспокоит длительное время, наименьший ресурс у соленоида линейного давления и переключающего соленоида, они могут нуждаться в замене после 240 тыс. км.
Знание раскладки соленоидов облегчит ремонт гидроблока АКПП «Мазды» 3
Помимо естественного износа деталей неполадки в работе АКПП возникают вследствие:
Агрессивного вождения, буксования, перегрузок, старта без предварительного разогрева АКПП в холодное время года;
несвоевременной замены масла и фильтров, неправильного выбора масла;
нерегулярного обслуживания, текущего ремонта с использованием расходников и запчастей низкого качества, низкой квалификации исполнителей.
На необходимость ремонта коробки передач «Мазды» 3 автомат указывают такие признаки:
изменение цвета масла (характерно для износа тормозной ленты, муфты пакетов «Директ» или «Реверс»);
шум при движении обусловлен неполадками с планетарной передачей, дифференциалом;
выход из строя отдельных передач, отсутствие заднего хода (последняя неполадка характерна для неисправности муфты «Реверс»);
отсутствие движения при переключении с нейтрали или режима парковки на любую скорость – проблемы с планетарной передачей;
вибрации. Вибрация при движении типична для поломки дифференциала, а при переключении со 2-й на 3-ю скорость – для люфта задней крышки, при этом вибрация передается на кузов;
утечки масла через изношенные тефлоновые кольца насоса и задней крышки;
ощутимые удары при переключении, некорректное переключение, задержка реакции.
Регулярная замена прокладок и других расходников увеличит ресурс АКПП
Покупка контрактной АКПП
Владельцам «Мазды Аксела» («Мазды» 3) с АКПП SKYACTIV-Drive, как правило, пока не приходилось сталкиваться с необходимостью капитального ремонта этого узла.
Появились эти коробки относительно недавно и еще не успели выработать ресурс.
А вот перед владельцами авто, которые выпущены 10 и более лет назад, часто встает выбор: делать капитальный ремонт или купить коробку-автомат «Мазды» 3.
Капитальный ремонт АКПП – достаточно дорогое удовольствие, только работа без учета стоимости запчастей обходится минимум в 10 тыс. руб.
Если ремонтом будет заниматься недостаточно квалифицированный мастер или используются некачественные запчасти, неполадки в работе вскоре дадут о себе знать.
Еще один минус капитального ремонта – затраты времени.
Ждать, пока коробку снимут, переберут, почистят, заменят изношенные детали и снова установят, придется долго.
Наконец, бывают ситуации, когда коробка убита горелым маслом или нужно менять слишком много узлов и деталей, то есть ремонт будет неэффективным или нерентабельным.
Поэтому многие автовладельцы склоняются к мысли о замене АКПП.
Сколько стоит коробка-автомат «Мазды» 3, зависит от конкретной модели и ее состояния.
Новую АКПП на автомобиль с пробегом устанавливать нерентабельно, ее стоимость может приближаться к рыночной стоимости самого авто. А вот АКПП б/у пользуются спросом, особенно контрактные, без пробега по России. Контрактные АКПП из Японии – лучший выбор.
Автомобили-доноры, с которых снимают эти узлы:
имеют небольшой пробег;
эксплуатировались в щадящем режиме;
своевременно проходили техобслуживание, а если АКПП подвергалась ремонту, то он осуществлялся квалифицированными специалистами с использованием качественных запчастей.
Объявлений о продаже б/у АКПП сейчас очень много, возможность выбора есть, но нужно быть внимательным.
Некоторые продавцы называют контрактными б/у узлы с российских разборок, сильно изношенные, с незначительным остаточным ресурсом.
В этом случае цена коробки передач «Мазды» 3 автомат может быть невысокой, но лучше заплатить больше за качественный товар, происхождение которого не вызывает сомнений.
В магазине JapZap контрактная коробка-автомат «Мазды» 3 2008 обойдется примерно в ту же сумму, что капитальный ремонт, а хлопот с ее установкой и приобретением будет намного меньше.
все запчасти закупаются на авторазборках Японии;
представители компании принимают непосредственное участие в аукционах и имеют возможность выбора качественного товара;
АКПП проходят проверку в несколько этапов;
покупателям предоставляется гарантия на товар;
за счет работы без посредников цены доступные;
автовладельцы, которые забирают АКПП самовывозом, могут обратиться в сервисный центр JapZap, где тут же осуществят установку узла.
Автоматические коробки передач, которые устанавливаются на Mazda 3, надежны и неприхотливы, отличаются солидным ресурсом и ремонтопригодностью.
Но если возникла необходимость капитального ремонта, который требует значительных затрат, имеет смысл задуматься о покупке контрактной АКПП.
Такое решение избавит от лишних хлопот и затрат. А прослужить контрактный узел может не меньше, чем восстановленная в процессе капремонта родная коробка.