При какой температуре переходить на зимнюю норму

20.11.2015 21364 0 1

Из этой статьи вы узнаете: какие корректирующие коэффициенты можно применить для расчета нормативного расхода ГСМ в холодное время года.

Что можно сделать на практике:

  • назначить ответственного, который будет вести наблюдение за фактическими климатическими условиями во время работы автотранспорта (с помощью измерений, проведенных работниками предприятия, и/или на основании метеосводок) и фиксировать их в специальной документации;
  • разработать формы такой документации;
  • установить корректирующие коэффициенты для работы в холодное время года и порядок их применения.

Общие положения

Если предприятие использует автомобильный транспорт, то для планирования потребностей в горюче-смазочных материалах (далее – ГСМ), а также для контроля за расходом таких материалов следует применять нормы, предусмотренные действующим законодательством. То есть расход ГСМ следует нормировать.

Под нормированием понимается установление допустимой меры потребления топлива в определенных условиях эксплуатации автомобиля.

Базовые линейные нормы и нормативы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (модификации) автомобиля утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Приказ № 43, Нормы № 43) и в приложениях к Нормам № 43.

Такие нормы и нормативы применяются для работы автомобиля в условиях, которые являются стандартными для его использования. Если же климатические, дорожные и прочие условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных, тогда для расчета нормативного расхода ГСМ дополнительно применяются корректирующие коэффициенты, которые повышают либо понижают базовые значения норм расхода топлива.

Например, для легковых автомобилей и автобусов, согласно п. 4.1 Норм № 43, нормативный расход топлива рассчитывается по формуле

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K),

где Qн – нормативный расход топлива, л (м 3 );

Hs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м 3 /100 км);

S – пробег автомобиля, км;

K – суммарный корректирующий коэффициент, %.

Понятно, что без применения корректирующих коэффициентов не обойтись при расчете нормативного расхода топлива в холодное время года, в сложных погодных условиях. Ведь такие условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных в худшую сторону, что приводит к большему расходу топлива.

Рассмотрим, какие именно повышающие корректирующие коэффициенты можно применять в холодное время года. Они приведены в разд. 3 Норм № 43. Отметим, что применение таких «зимних» коэффициентов позволяет увеличить расчетный нормативный расход топлива.

Коэффициент работы в холодное время года (пп. 3.1.1 Норм № 43)

Коэффициент «на холод» применяется в зависимости от фактической температуры окружающей среды и составляет:

  • от 0 °C до –5 °C включительно – до 2 %;
  • ниже –5 °C и до –10 °C включительно – до 4 %;
  • ниже –10 °C и до –15 °C включительно – до 6 %;
  • ниже –15 °C и до –20 °C включительно – до 8 %;
  • ниже –20 °C и до –25 °C включительно – до 10 %;
  • ниже –25 °C – до 12 %.

Кроме того, в таких же размерах и в диапазоне таких же температурных условий дополнительно применяется повышающий коэффициент на разогрев двигателя (пп. 3.1.1.2). Он устанавливается на пробег первых 2 км (или на пробег длиной менее 2 км) при условии, что перед началом такого пробега двигатель автомобиля был отключен не менее одного часа.

Конкретный порядок учета климатических условий для расчета нормативных расходов топлива устанавливается приказом руководителя предприятия.

Температура воздуха, которая учитывается для целей применения коэффициента, определяется как среднее значение температуры окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации. В свою очередь, отчетный период устанавливается согласно приказу руководителя – либо для всего автотранспортного парка предприятия, либо индивидуально для каждого транспортного средства. Могут также выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и пробег, который им соответствует. В таком случае на такие периоды (часть маршрута) может быть установлен индивидуальный повышающий коэффициент. Например, на пробег в ночное время в холодное время года, когда температура значительно ниже среднесуточной.

Значение температуры может определяться по данным:

  • Украинского гидрометеорологического центра Госметеослужбы;
  • других достоверных официальных источников;
  • документально оформленных собственных измерений. В таком случае руководитель предприятия назначает ответственного, который ведет специальный журнал учета температурного режима в произвольной форме. Примерную форму такого журнала см. на с. 40 этого номера. Температура окружающей среды измеряется термометром, который установлен на автомобиле либо находится у водителя.

Для применения коэффициента может приниматься значение среднесуточной температуры или средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) либо комбинация таких значений, которая приходится на время эксплуатации техники. Например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. д. Среднее значение может быть также установлено на основании температурных значений на начало и конец движения автотранспорта согласно записям в путевых листах или документах, их заменяющих, либо в других отчетных документах.

При нестабильных погодных условиях со значительными колебаниями температуры Госадминистрация автотранспорта рекомендует ежедневно устанавливать корректирующий коэффициент в зависимости от фактической температуры воздуха (письмо от 10.03.09 г. № 1022-09/07/19-09).

Не хотите регулярно определять коэффициент в зависимости от изменений температуры? Тогда есть альтернативный вариант – установить фиксированное значение коэффициента на какой-либо период для отдельных автомобилей или для всего автопарка предприятия. Это можно сделать при условии, что разница между температурой окружающей среды во время эксплуатации техники в таком периоде и минимальной температурой, которая соответствует началу применения фиксированного значения коэффициента (см. температурную шкалу, приведенную выше) не превышает 5 °C.

Читайте также:  Как отключить сигнализацию если сел аккумулятор

Обратите внимание: величину коэффициента работы в холодное время года рекомендуется устанавливать в зависимости от количества поездок на короткие расстояния (меньше 5 км) в общем пробеге автомобиля. Чем больше количество таких поездок – тем выше значение коэффициента (в пределах установленного регламента). Если же средняя длительность одной поездки в общем пробеге автомобиля превышает 10 км, тогда рекомендуется применять минимально возможное значение коэффициента (пп. 3.1.1.1 Норм № 43).

Коэффициент работы в сложных дорожных условиях (пп. 3.1.8 Норм № 43)

Величина коэффициента «на сложность» может составлять до 35 %.

В холодное время года этот коэффициент применяется не более 30 дней в году (суммарно) при эксплуатации автомобиля в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных заносов, сильного снегопада и гололеда и других стихийных бедствий.

Причем коэффициент применяется отдельно для конкретной части маршрута с соответствующими условиями движения. При этом наличие сверхсложных дорожных условий должно быть обязательно задокументировано ответственными лицами в путевых листах либо в других отчетных документах.

Обратите внимание: этот коэффициент не может применяться одновременно с коэффициентами, которые применяются при работе автомобиля:

  • в карьерах, на пересеченной местности в сложных и сверхсложных дорожных условиях (пп. 3.1.7);
  • во время работ, которые требуют пониженных скоростей, в том числе в случае временного осложнения движения, вызванного проведением дорожных ремонтных работ (пп. 3.1.6).

Коэффициент «комфорта» (пп. 3.1.13 Норм № 43)

В холодное время года для поддержания приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечения надлежащей обзорности используют автомобильный кондиционер либо установку «климат-контроль». Поэтому в случае обогрева салона, в том числе стекла автомобиля, при расчете нормативного расхода топлива применяют повышающий коэффициент в зависимости от фактической температуры воздуха:

  • ниже + 5 °C и до –5 °C включительно – до 0,5 %;
  • ниже –5 °C и до –15 °C включительно – до 1 %;
  • ниже –15 °C и до –25 °C включительно – до 1,5 %;
  • ниже –25 °C – до 2 %.

Заметим, что некоторые автомобили могут быть оборудованы автономными (независимыми) обогревателями. Для таких обогревателей нормативный расход топлива рассчитывается отдельно в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (при его нормальной мощности) в зависимости от фактической температуры окружающей среды в холодное время года (п. 1.8 Норм № 43). Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями приведены в приложении Г к Нормам № 43.

Допустим, автономный обогреватель используется обоснованно, но для него базовые нормы расхода топлива в приложении Г не установлены. В таком случае пользуются временной нормой, установленной ГосавтотрансНИИпроектом, либо применяется коэффициент «комфорта» в зависимости от фактической температуры воздуха:

  • ниже +15 °C и до +5 °C включительно – до 2 %;
  • ниже + 5 °C и до –5 °C включительно – до 4 %;
  • ниже –5 °C и до –15 °C включительно – до 6 %;
  • ниже –15 °C и до –25 °C включительно – до 8 %;
  • ниже –25 °C – до 10 %.

Обратите внимание! Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение коэффициента «комфорта» корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения его базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя Ким.

где Vр – рабочий объем двигателя, см 3 .

Коэффициент «простоя» в холодное время года (пп. 3.4.3, 3.4.4 Норм № 43)

В холодное время года допускается применение дополнительной 5%-ной надбавки от базовой линейной нормы на один час простоя автомобиля. При этом такая надбавка может быть откорректирована дополнительно путем добавления коэффициента «комфорта» в зависимости от фактической температуры воздуха (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя).

Применяется коэффициент «простоя» в случае:

  • обоснованных вынужденных простоев автомобиля с включенным двигателем в холодное время года для обогрева салона с помощью кондиционера либо установки «климат-контроль» (пп. 3.4.3);
  • вынужденных длительных простоев автомобиля в транспортных заторах с включенным двигателем (пп. 3.4.4).

Общие правила применения корректирующих коэффициентов

1. Корректирующие коэффициенты применяются только к базовому значению норм расхода топлива, установленных Приказом № 43, либо к временным значениям таких норм, определенным ГосавтотрансНИИпроектом. Если же предприятие до получения временных норм определяет расход топлива на основании самостоятельно установленных норм, то в этом случае повышающие коэффициенты применять нельзя. Это не предусмотрено Приказом № 43.

2. Предприятиям разрешено самостоятельно устанавливать конкретные величины коэффициентов в заданных пределах и срок их действия (пп. 3.5.8 Норм № 43). Применять нормы дополнительного потребления топлива наряду с его нормативными расходами разрешается при условии, что такое применение будет надлежащим образом обосновано и задокументировано записями ответственных лиц в отчетных документах – в порядке, который утвержден приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Читайте также:  Ремонт печки на ниве

3. Максимальные значения повышающих корректирующих коэффициентов отвечают предельно допустимым нормам расхода топлива для сверхсложных условий эксплуатации транспортных средств и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации (пп. 3.5.2 Норм № 43).

4. Рекомендуется по возможности устанавливать индивидуальные значения корректирующих коэффициентов (в пределах регламента) для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния, условий эксплуатации и т. п. в соответствии с фактическими потребностями (пп. 3.5.3 Норм № 43). При этом следует помнить, что превышение водителями установленных скоростных ограничений приводит к значительному повышению потребления топлива.

5. В целях экономного использования ГСМ, уменьшения техногенного воздействия транспортных средств на окружающую среду и человека, повышения безопасности при перевозках рекомендуется обоснованно применять минимально возможные значения повышающих корректирующих коэффициентов (пп. 3.5.3 Норм № 43).

6. Все значения корректирующих коэффициентов, приведенные в Приказе № 43 с предлогом «до», следует понимать как «включительно» (пп. 3.5.1 Норм № 43).

7. При расчете корректирующего коэффициента его значение округляется до трех значимых цифр после запятой (пп. 3.5.1 Норм № 43).

8. Предприятие может применить одновременно сразу несколько корректирующих коэффициентов с учетом положений Приказа № 43. В этом случае рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который равен сумме корректирующих коэффициентов:

Пример

Предприятие, которое находится в г. Киеве, занимается продажей и доставкой питьевой воды населению и организациям города. Доставка воды осуществляется грузопассажирским автомобилем Renault Kangoo. В ноябре пробег автомобиля составил 2 300 км, фактический расход дизтоплива (по чекам) – 160 л. Остаток топлива в баке автомобиля на момент расчета расхода топлива – 1 л (определено путем слива бензина в измерительную емкость), то есть бак практически пустой.

В период с 27 по 28 ноября на всех городских дорогах была сильная гололедица, а значение среднедневной температуры составило –5 °C. Пробег автомобиля за эти два дня (согласно путевым листам) составил 180 км.

Приказом по предприятию для расчета нормативного расхода топлива установлены повышающие коэффициенты: 15 % – для работы в городских условиях (пп. 3.1.4 Норм № 43) и 1,8 % – для работы при температурном режиме от 0 °C до –5 °C включительно (пп. 3.1.1.1 Норм № 43). Отдельным приказом на 27–28 ноября был установлен корректирующий коэффициент работы в сложных дорожных условиях в размере 30 % (пп. 3.1.8 Норм № 43).

Рассчитаем в таблице нормативный расход дизельного топлива для нашего автомобиля за ноябрь с учетом корректировок на зимнее время. Поскольку два дня в ноябре автомобиль работал в особых погодных условиях, то за эти дни сделаем отдельный расчет.

Расчет нормативного расхода топлива за ноябрь

01.11.15 г. – 26.11.15 г.,
29.11.15 г., 30.11.15 г.

эксплуатация автомобильного транспорта

24. Зимний расход топлива

Зимний расход топлива.

1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р
(редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»

2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.

N пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
1 2 3 4
I. Центральный
1 Москва 5.0 01.XI…31.III 10
2 Белгородская обл. 4.0 15.XI…15.III 7
3 Брянская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
4 Владимирская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
5 Воронежская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
6 Ивановская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
7 Калужская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
8 Костромская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
9 Курская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
10 Липецкая обл. 5.0 01.XI…31.III 10
11 Московская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
12 Орловская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
13 Рязанская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
14 Смоленская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
15 Тамбовская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
16 Тверская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
17 Тульская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
18 Ярославская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0 01.XI..31.III1 10
20 Республика Карелия 5.5 01.XI…15.IV 12
21 Республика Коми 6.0 01.XI…30.IV 15
г. Воркута с прилегающим административным районом 6.5 15.XI…30.IV
22 Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) 6.0 01.XI…30.IV 15
23 Вологодская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
24 Калининградская обл. 4.0 15.XI…15.III 7
25 Ленинградская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
26 Мурманская обл. 6.0 01.XI…30.IV 15
27 Новгородская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
28 Псковская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
29 Ненецкий автономный округ 6.0 15.X…15.IV 18
III. Северо — Кавказский
30 Ставропольский край 3.5 01.XII..15.III 5
31 Республика Дагестан 3.0 01.XII…1.III 5
32 Республика Ингушетия 3.0 01.XII…1.III 5
33 Чеченская Республика 3.0 01.XII…1.III 5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0 01.XII…1.III 5
35 Карачаево-Черкесская Республика 3.0 01.XII…1.III 5
36 Республика Северная Осетия — Алания 3.0 01.XII…1.III 5
IV. Южный
37 Ростовская обл. 4.0 15.XI..15.III 7
38 Республика Адыгея 3.0 01.XII…1.III 5
39 Астраханская обл. 5.0 15.X…15.III 10
40 Волгоградская обл. 5.0 15.X…15.III 10
41 Республика Калмыкия 5.0 15.X…15.III 10
42 Краснодарский край 3.0 01.XII…1.III 5
43 Республика Крым 4.0 01.XI..01.III 5
V. Приволжский
44 Республика Башкортостан 5.5 01.XI…15.IV 12
45 Республика Марий Эл 5.0 01.XI..31.III 10
46 Республика Мордовия 5.0 01.XI..31.III 10
47 Республика Татарстан 5.0 01.XI…31.III 10
48 Удмуртская Республика 5.0 01.XI…31.III 10
49 Чувашская Республика 5.0 01.XI…31.III 10
50 Кировская обл. 5.5 15.X…31.III 12
51 Нижегородская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
52 Оренбургская обл. 6.0 15.X…15.IV 15
53 Пензенская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
54 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) 5.5 01.XI…15.IV 10
55 Самарская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
56 Саратовская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
57 Ульяновская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
58 Коми-Пермяцкий автономный округ 6.0 15.X…15.IV 18
VI. Уральский
59 Курганская обл. 5.5 01.XI…15.IV 10
60 Свердловская обл. 5.5 01.XI…15.IV 10
61 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) 5.5 01.XI…15.IV 12
62 Челябинская обл. 5.5 01.XI…15.IV 10
63 Ханты-Мансийский автономный округ 6.5 15.X…30.IV 18
64 Ямало-Ненецкий автономный округ 6.5 15.X…30.IV 18
VI1. Сибирский
65 Республика Алтай 5.5 01.XI…15.IV 15
66 Республика Бурятия 6.0 01.ХI…З0.V 18
67 Республика Тува 6.0 01.ХI…30.IV 18
68 Республика Хакасия 6.0 01.ХI…30.IV 18
69 Алтайский край 5.5 01.XI…15.IV 15
70 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) 5.5 01.XI…15.IV 15
71 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) 6.0 01.ХI…30.IV 18
72 Кемеровская обл. 6.0 01.ХI…30.IV 15
73 Новосибирская обл. 5.5 01.XI… 15.IV 12
74 Омская обл. 5.5 01.XI… 15.IV 12
75 Томская обл. 5.5 01.XI… 15.IV 12
76 Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) 6.0 01.ХI…30.IV 18
77 Таймырский автономный округ 7.0 15.X…15.V 18
78 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6.0 01.ХI…30.IV 18
79 Эвенкийский автономный округ 7.0 15.X….15.V 18
80 Агинский Бурятский автономный округ 6.0 01.ХI…30.IV 18
VIII. Дальневосточный
81 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) 7.0 15.X…15.V 20
82 Приморский край 5.5 01.XI…15.IV 12
83 Хабаровский край 5.5 01.XI…15.IV 12
Охотский район 6.5 15.X…30.IV 18
84 Амурская обл. 6.0 01.XI…30.IV 15
85 Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) 6.0 01.XI…30.IV 15
86 Магаданская обл. 6.5 15.X…30.IV 18
87 Сахалинская обл.- южная часть 5.0 15.XI…15.IV 12
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) 6.0 01.XI…30.IV 15
88 Еврейская автономная обл. 5.5 01.XI…15.IV 12
89 Корякский автономный округ 6.0 01.XI…30.IV 15
90 Чукотский автономный округ 6.5 15.X…30.IV 20
91 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0 01.XI…31.V 20
Читайте также:  Проблема с коробкой автомат

3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия или распоряжением индивидуального предпринимателя.

4. Зимний расход топлива – пример расчета. Для списания топлива в зимнее время требуется эксплуатационная норма расхода топлива на 100 километров пробега. Если базовая норма расхода топлива на автомобиль 33023 «Фермер» с двигателем ЗМЗ-405240 составляет 15,2 литра (летнее время в пригородной зоне), то зимняя норма в пригороде (т.е. эта норма будет уже эксплуатационной) в Московской области будет равна 16,72 литра. Надбавка взята максимальная, 10%. Но она может быть и меньше.

Эксплуатационная норма на данный автомобиль при работе зимой в городских условиях (например, в Москве) будет уже 22,04 литра (при применении максимальных надбавок в размерах 10% для зимы и 35% при работе в Москве). Кроме зимних надбавок и надбавок при работе автотранспорта в населенных пунктах применяются и другие повышающие надбавки (кроме понижающих на трассе).

В этой статье подробно изложено о применяемых надбавках к нормам расхода топлива. О расходе топлива написано в нескольких статьях настоящего сайта в рубриках Нормы расхода топлива на автотранспорте и Общетематические статьи.

Здесь приведен пример расчета расхода топлива для легкового автомобиля с применением зимних и городских надбавок.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector