ГАЗ-3307, 3309 » Электрооборудование » Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации РС — 950П
Если при этом сигнальные лампы или контрольная лампа не горят или горят постоянно, вскрыть реле и осмотреть контакты исполнительного реле. При необходимости надо зачистить контакты. Если контакты спеклись, то разъединить их и зачистить, затем отрегулировать зазоры (рис 3). Зазор И при разомкнутых контактах должен быть 0,8 мм. Зазор! при замкнутых контактах должен быть не менее 0,15 мм. Зазоры регулируют подгибанием ограничителя 1 хода якоря.
Рисунок 1 Электрическая схема указателей поворота и аварийной сигнализации.
1 -передний указатель поворота; 2 — боковой повторитель; 3 — реле-прерыватель; 4 — сигнализатор указателей поворота тягача; 5 — переключатель указателей поворота; 6 — выключатель аварийной сигнализации; 7 — сигнализатор аварийной сигнализации; 8, 9 — плавкие предохранители на 8 А; 10 — выключатель аварийной сигнализации; 11 — указатель тока; 12 — плавкий предохранитель на 60 А; 13 — аккумуляторная батарея; 14 — задний указатель поворота; 15 — выключатель аккумуляторной батареи; 01 — резистор МЛТ-0.125-2,7 кОм; К2 — резистор МЛТ-0.25-1.3 кОм; КЗ — резистор МЛТ-0.125-10 кОм; В4 — резистор ШТТ-0.125-7.5 кОм; В5 — резистор МЛТ-0.125-1.8 кОм; Н6. «12 — резисторы МЛТ-0.125-1,0 кОм; Я7 — резистор МЛТ-0,25-1.5 кОм; В8, Р10 — резисторы МЛТ-0,25-240 кОм.Ю — резистор МЛГ-025-120 кОм, Н11. Н14 — резисторы МЛТ-0.125-10 Ом;Я13. «15 — резисторы МЛТ-0.25-910 Ом; VI. УЗ — диоды КДСШ-Б; У2 — транзистор ЮГ-815-В; У4 — транзистор КТ-209-К; У5 — транзистор КТ-3102-Б; У6 — диод КД209-А; У7. У8 — транзисторы КТ- 816-Г; К — обмотка исполнительного реле; К1. К2, КЗ — обмотки с герконами КЭМ-2; С1, С2 — конденсаторы К-73-17-250В-0.68 мкФ; П — вывод к средней клемме переключателя указателей поворота; ЛБ — вывод к переключателю указателя поворота (левый борт); КТ — вывод к контрольной лампе тягача; ЛТ — вывод к передней сигнальной лампе тягача (левый борт); ПБ —вывод к переключателю указателя поворота (ораеый борт); ПТ — вывод к передней сигнальной лампе тягача (правый борт); ПЗ — вывод к задней сигнальной лампе тягача (правый борт); КЛ — вывод к контрольной лампе прицепа; ЛП -выводя сигнальной лампе левого борта примела; ПП — вывод к сигнальной лампе права- го борта прицепа; ЛЗ -вывод к задней сигнальной лампе тягача (левый борт)
РЕГУЛИРОВКА ПРЕРЫВАТЕЛЯ РС57 УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Для прерывания тока, поступающего на сигнальные лампы указателей поворотов на автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, применяют прерыватель РС57. Его крепят на кронштейне под арматурной панелью кабины.
Прерыватель указателей поворотов (рис. 31) электромагнитный, он управляется накаливаемой нитью. На панели 14 прерывателя укреплен электромагнит 11, обмотка 12 которого присоединена к контактной пластине с изоляционной прокладкой 6. Внизу к электромагниту прикреплены якорьки 2 и 10 с под-
вижными контактами, а на изоляционной прокладке 6 — стойки с неподвижными контактами.
Якорек 2 соединен с нитью 3 накала, укрепленной на кронштейне при помощи изолятора 1. Нить в холодном состоянии оттягивает якорек и не позволяет соединяться контактам 5. Натяжение нити осуществляется регулировочным винтом 21, установленным в кронштейне 13.
Якорек 10 соединен с пружинной пластиной 9, которая не позволяет соединяться контактам 7.
Натяжение пружинной пластины осуществляется регулировочной планкой 8.
При включении указателей поворота (левых) включателем 20, условно показанном на рис. 31, ток пойдет через прерыватель. Направление тока показано стрелками. При этом нить 3, нагреваясь, удлинится и позволит контактам 5 замкнуться и включить лампы 18 и 19 левых указателей поворотов (лампы правых указателей поворотов 16 и 17 выключены). Одновременно с увеличением намагничивания электромагнит 11 притянет якорек 10 и соединит контакты 7, включив контрольную лампу 15.
После такого соединения контактов и включения ламп ток пойдет по пути наименьшего сопротивления, минуя нить 3 накала и сопротивление 4. При этом нить 3, охлаждаясь, укоротится и своим натяжением разомкнет контакты 5 и выключит сигнальные лампы, а затем и контрольную лампу при разъединении контактов 7.
При размыкании контактов 5 ток опять пойдет через нить 3 накала, которая, нагреваясь, удлинится, замкнет контакты 5 и снова повторит указанный процесс.
Частота размыканий и замыканий контактов прерывателя создаст вибрацию тока, видимую в сигнальных и контрольных лампах автомобиля в виде мигания.
Частота вибрации контактов прерывателя по техническим условиям должна быть 60— 120 размыканий в минуту.
Вибрацию контактов 5 в прерывателе РС57 регулируют винтом 21. Ввертывание винта увеличивает натяжение нити 3 накала, после чего ускоряется размыкание контактов 5, а вместе с этим увеличивается частота вибраций и мигания ламп. Для уменьшения частоты вибраций и мигания ламп винт 21 вывертывают.
Вибрацию контактов 7, а следовательно, и частоту мигания контрольной лампы регулируют подгибанием латунной планки 8, изменяющей усилие натяжения пружинной пластины 9.
Для проверки и регулировки прерыватель РС57 снимают с автомобиля и открывают его крышку. Проверку и регулировку должен выполнять в мастерских опытный мастер-электрик.
Рис. 31. Схема прерывателя РС57 указателей поворотов
Зил самосвал
Схема ЗИЛ-130
схема зил 431410
Схема ЗИЛ-131
Схема ЗИЛ БЫЧОК
Проверка генератора ЗИЛ
Проверку работы приборов электрооборудования производят на специальных стендах или непосредственно на автомобиле.
Простейшие способы проверки генератора постоянного тока без снятия его с автомобиля состоят в следующем:
1) при средних оборотах двигателя включить свет фар. Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает зарядку, то генератор исправен;
2) пустить двигатель; включить все лампы сети; отъединить провода В, Ш и Я реле-регулятора от зажимов; наконечники этих проводов Соединить вместе.
Изолировать от Массы автомобиля; постепенно увеличивать число оборотов двигателя от холостого хода до средних его оборотов. При исправном генераторе величина тока по показаниям амперметра должна возрастать соответственно возрастанию числа оборотов двигателя. При данной проверке нельзя допускать, чтобы величина тока превосходила указанную на шкале амперметра. При остановке двигателя нужно немедленно разъединить наконечники реле—регулятора;
проверка генератора
3) замкнуть зажим Я генератора через лампу или вольтметр на массу. Если при этом показания вольтметра будут в пределах 13,5—15 в для 12-вольтового и 27—30 в для 24-вольтового генераторов, то генератор исправен. Если напряжение меньше указанного то следует на несколько секунд замкнуть зажимы Я и Ш генератора. Если при этом напряжение повысится, то не исправен реле-регулятор.
Генератор `можно проверять также переносными приборами ЛЭ—1, 3-5 и 3-7 и стационарными контрольно испытательными стендами.
Генератор переменного тока можно контролировать на холостом ходу двигателя, подключая поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора !2-вольтовую лампу или вольтметр. При исправном генераторе нить лампы светится полным накалом, а вольтметр показывает напряжение 12 в или больше.
При установке на автомобиле генераторов Г-250 и Г—270 запрещается пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе между генератором и реле регулятором, так как ЭГО приводит к возникновению на выпрямителе повышенное напряжения, которое может вывести из строя (пробить) диоды. Запрещается также ; даже кратковременное соединение клемм генератора и реле регулятора с массой при проверке исправности генератора на искру.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора. При исправном выпрямителе при включении потребителей напряжение должно быть более 12 в. ‚
реле регулятор ЗИЛ
Реле-регуляторы можно проверить с помощью переносного вольтметра и реостата. Исправность регулятора напряжения проверяют при отключенной аккумуляторной батарее, замеряя напряжение генератора при 3000 об/мин. якоря и силе тока, равной половине номинальной величины. Нагрузку создают реостатом, включенным между массой автомобиля и зажимом Б реле регулятора. Вольтметр присоединяют параллельно реостату.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Для контроля реле обратного тока один зажим вольтметра присоединяют к зажиму Я реле—регулятора, а второй—к массе автомобиля. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. Плавно повышая число оборотов якоря генератора, узнают, при каком напряжении происходит замыкание контактов реле. Ограничитель силы тока проверяют по силе тока, отдаваемого генератором при постоянном уменьшении сопротивления реостата.
Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автобусе. Для этого необходимы вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 в и амперметр постоянного тока со шкалой 60—0—60 а.
На автобусе реле включения проверяют при подключенной аккумуляторной батарее. Для этого между клеммой Я реле-регулятора и массой включают контрольную лампочку на 12 6, (рис. 261). При включении зажигания контрольная лампочка должна загораться.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора.
Последовательным включением потребителей доводят ток приблизительно до 30 а, после чего вольтметром определяют величину регулируемого напряжения которая должна быть в пределах, указанных в характеристике. При проверке ограничителя тока увеличивают число потребителей и доводят ток нагрузки до 55-56 а.
С возрастанием нагрузки показания амперметра сначала также увеличиваются, а затем возрастание прекращается. Наибольшее показание амперметра соответствует току, ограничиваемому регулятором; При проверке число оборотов якоря генератора должно составлять 3000 об/мнн.
Более точную проверку генераторов и реле-регулятора производят при помощи специальных приборов.
Основные неисправности генераторов следующие:
обрыв обмотки возбуждения, витковое замыкание в катушках обмотки, замыкание обмотки на корпус генератора, витковое замыкание обмотки якоря или замыкание ее на массу, обрыв обмотки якоря, замыкание изолированной щетки на массу, замыкание двух смежных пластин коллектора угольной пылью (у генераторов постоянного тока),
У реле-регуляторов наблюдаются обрывы обмоток и сопротивлений, нарушение контактов на зажимах, нарушение регулировки приборов, искренне между контактами и окисление их.
При ежедневном техническом обслуживании нужно очистить приборы от грязи и масла, проверить надежность крепления проводов к зажимам приборов, затяжку болтов крепления генератора и натяжение ремня его привода.
При первом техническом обслуживании следует проверить состояние и действие генератора, выпрямителя и реле-регулятора, продуть выпрямитель сжатым воздухом.
При втором техническом обслуживании смазать подшипники генератора, проверить и в случае необходимости отрегулировать напряжение генератора, ограничиваемую силу тока и напряжение замыкания контактов реле обратного тока; проверить состояние коллектора, щеток генератора и силу давления пружин щеткодержателей; замасленную поверхность коллектора протереть тряпкой, смоченной в бензине, а окисленный коллектор зачистить стеклянной бумагой.
Сила давления пружины на щетку определяется при помощи динамометра. Перед проверкой между щеткой и коллектором вводят полоску тонкой бумаги, затем динамометром отводят рычажок Щеткодержателей до того момента, пока полоска не будет свободно перемещаться.
свечи зажигания
Надежность работы двигателя, а также его мощность и экономичность во многом зависят от бесперебойной работы системы зажигания. Наиболее часто встречающимися неисправностями двигателя являются следующие: отсутствие искрового разряда между электродами одной или нескольких свечей, падение Мощности и перегрев двигателя, неустойчивая работа и перебои, затрудненный пуск. Причинами их могут быть обрывы в соединениях первичной цепи, обгорание контактов прерывателя, неправильный зазор между ними.
При таких неисправностях стрелка амперметра стоит на нулевом делении. Если при отсутствии искры стрелка амперметра показывает разряд батареи, то причинами неисправности могут быть замыкание первичной цепи помимо контактов прерывателя, отсутствие зазора в контактах, повреждение вторичной обмотки катушки зажигания, загрязнение свечей, короткое замыкание в проводах.
Двигатель не развивает полной мощности при неправильной установке зажигания или неисправности регулятора прерывателя-распределителя и перегревается при позднем зажигании.
Проверку работы приборов системы зажигания производят с помощью контрольной лампы, переносных и стационарных приборов. С помощью переносного прибора модели 9-5 непосредственно на автомобиле осуществляют общую проверку технического состояния деталей и приборов системы зажигания, а также контактов прерывателя, контролируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя и зазор между ними, определяют состояние конденсатора, катушки зажигания, свечей зажигания и изоляции проводов высокого напряжения. В мастерских для этих целей используют стенды СПЭ—6, УКИС—М-1 и др.
зажигание
Очистку и проверку искровых зажигательных свечей выполняют на приборе модели 514-21“ (рис. 262). Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора. Проверка свечи на искрообразование происходит под давлением сжатого воздуха 6—8 жег/см?, что приближает условия испытания к условиям работы свечи на двигателе.
При ежедневном обслуживании удаляют пыль и грязь с приборов и проводов, проверяют надежность их крепления.
При первом техническом обслуживании проверяют состояние контактов прерывателя и зазор между ними. Загрязненные контакты промывают бензином и протирают. При сильном окислении контакты зачищают и продувают сжатым воздухом. Смазывают валик прерывателя-распределителя, поворачивая колпачковую масленку на один-два оборота. Заливают одну каплю масла на ось рычажка прерывателя, три-четыре капли во втулку кулачка и одну-две капли –в фильц кулачка.
СМОТРИТЕ ВИДЕО