Тормозная система к 701

Назначение и устройство. Тормозная система предназначена для снижения скорости движения и остановки трактора. Основные ее части: колесные и стояночный тормоза, механический и пневматический приводы управления ими.

Колесные тормоза — колодочного типа, сухие, с пневматическим приводом. Их устанавливают в конечных передачах ведущих мостов. Колесные тормоза на всех тракторах Кировец унифицированы. Стояночные тормоза — дискового или ленточного типа с механическим (тросовым) приводом. Их устанавливают на картере главной передачи переднего ведущего моста (на тракторе К-700 на картере коробки передач). Устройство тормозов описано в § 4 главы 3.

Пневматический привод тормозной системы предназначен для управления колесными тормозами трактора и прицепа, стеклоочистителями, а также для подачи воздуха в шины, обдува деталей при техническом обслуживании и текущем ремонте. Источником энергии служит компрессор 3 (рис. 88). К регулирующим и распределяющим устройствам относятся регулятор давления 20, тормозной 7 и разобщительный 8 краны, соединительная головка 9, кран 10 отбора воздуха, вентили 14 и 18 стеклоочистителей, буксирный 1 и предохранительный 2 клапаны. Исполнительные механизмы — тормозные камеры 19, стеклоочистители 13 и 17, три воздушных баллона 12.

Компрессор — двухцилиндровый, одноступенчатый, поршневого типа. Он установлен на двигателе и приводится в действие клино-ременной передачей от шкива вентилятора. Основные его части: картер 1 (рис. 89), блок 12 цилиндров, головка 11 цилиндров, коленчатый вал 2, шатуны 7, поршни 8, впускные 19 и нагнетательные 10 клапаны, шкив 3 и разгрузочное устройство, состоящее из двух плунжеров 21 с уплотнительными кольцами 20.

Картер компрессора с помощью проставки 18 установлен на корпусе-кронштейне гидромуфты привода вентилятора. Блок цилиндров соединен с картером болтами. На блоке цилиндров шпильками закреплена их головка. Коленчатый вал 2 установлен в расточках картера на двух шарикоподшипниках 6 и уплотнен самоподжимной манжетой с одной стороны вала и втулкой 14 с другой его стороны. Поршни 8 соединены с шатунами 7 пальцами 9 плавающего типа с алюминиевыми заглушками. Нижние головки шатунов с подшипниками, залитыми баббитом, насажены на шейки коленчатого вала.

При движении поршня 8 вниз в цилиндре образуется разрежение, вследствие которого открывается впускной клапан 19 и засасывается воздух из полости а. При перемещении его вверх закрывается впускной клапан, сжимается воздух в цилиндре, открывается нагнетательный клапан 10, и сжатый воздух поступает в воздушные баллоны. Охлаждающая жидкость подводится к блоку цилиндров и отводится от их головки.

Масло из главной магистрали двигателя поступает в торец коленчатого вала компрессора через уплотнительную втулку 14 и далее через сверления в коленчатом валу к шатунным подшипникам и поршневым пальцам. При вращении кривошипно-шатунного механизма масло из шатунных подшипников и через зазор между втулкой верхней головки шатуна и поршневым пальцем разбрызгивается на цилиндры, поршни и подшипники. Через сетку 17 и проставку 18 оно сливается в поддон двигателя.

Регулятор давления — мембранного типа. Он установлен на блоке цилиндров компрессора и соединен непосредственно с его каналом б. Регулятор давления переключает компрессор с холостого режима на нагрузочный в зависимости от давления воздуха в системе. Его диафрагма 2 (рис. 90) зажата по периметру между верхней 3 и нижней 12 частями корпуса. В центре диафрагмы закреплен корончатой гайкой шток 15, находящийся под воздействием пружины 16. В верхней части корпуса установлены клапан 6, седло 8 и толкатель 4 с пружиной 5. В левой расточке нижней части корпуса, соединенной с тормозной системой, и в правой расточке, сообщающейся с полостью разгрузочного устройства компрессора, установлены фильтры / из порошковых материалов.

При давлении в системе 0,7 МПа воздух через фильтр 1 и сверления поступает в полость Б верхней части корпуса и полость Г нижней его части, преодолевает усилие пружины 16 и поднимает диафрагму 2 вместе со штоком 15. Шток через толкатель 4 перемещает двойной клапан 6. Тогда верхний конус клапана отходит от седла 8, а нижний — перекрывает центральный канал в толкателе. В результате этого в верхней части корпуса правый наклонный канал изолируется от полости В, сообщающейся с окружающей средой, и соединяется с левым наклонным каналом. Тогда сжатый воздух поступает через правый фильтр в полость Е под плунжеры разгрузочного устройства компрессора. Плунжеры поднимаются и открывают впускные клапаны, через которые воздух свободно проходит из цилиндра в цилиндр. Подача воздуха из компрессора в тормозную систему прекращается.

Когда давление в системе снизится до 0,55 МПа, шток опустится под действием пружины /6". Верхний конус двойного клапана сядет в седло, перекрывая доступ воздуха из левого верхнего канала в правый. Толкатель отойдет от нижнего конуса клапана, сообщая полости Д и Ж через полость В с окружающей средой. В результате этого сжатый воздух выйдет из-под плунжеров разгрузочного устройства, и компрессор начнет нагнетать воздух в тормозную систему.

Тормозной кран— дв ухсекционный, диафрагменного типа с двумя двойными клапанами. Он соединен двумя тягами с тормозной педалью и крайним рычагом мостика приводов управления. Основные части крана: корпус, передние 4 (рис. 91), 33 и задние 15, 19 крышки. В верхнем сверлении корпуса расположен шток 7 с направляющей 5 и уравновешивающей пружиной 8, в нижнем — стакан 29 с уравновешивающей пружиной 30. В передних крышках размещены рычаги 32 и 35, кулачок 37 и регулировочные болты 3, 6 и 36. В верхней задней крышке расположены двойной клапан и седла 11, 17, а в нижней — двойной клапан, седла 20, 28 и датчик 24 стоп-сигнала с диафрагмой 23. Между задними крышками и корпусом зажаты по периметру резинотканевые диафрагмы 9 и 27.

Верхняя часть корпуса и верхняя крышка с расположенными в них деталями составляют верхнюю секцию тормозного крана, управляющую тормозами прицепов и буксируемых машин. Нижняя часть корпуса и нижняя крышка с расположенными в них деталями составляют нижнюю секцию тормозного крана, управляющую тормозами трактора. С верхней секцией соединяют магистраль прицепа, а с нижней — трубопроводы от тормозных камер трактора. Сжатый воздух поступает к впускным клапанам обеих секций.

Тормозная система прицепа срабатывает при выходе воздуха из соединительной магистрали. При отпущенной тормозной педали впускной клапан в верхней секции тормозного крана открыт, а в нижней — закрыт. Сжатый воздух поступает в магистраль прицепа. Тормоза трактора и прицепа отключены. При нажатии на тормозную педаль впускной клапан в верхней секции под действием рычажной системы закрывается, а в нижней секции — открывается. При этом сжатый воздух поступает в тормозные камеры трактора и выходит из магистрали прицепа. Тормоза трактора и прицепа включены.

Тормозные камеры — мембранного типа, установлены на кронштейнах ведущих мостов и с помощью рычагов соединены с разжимными кулаками колесных тормозов. При поступлении воздуха мембрана, зажатая по периметру между корпусом и крышкой, перемещает шток с вилкой, соединенной с рычагом колесного тормоза. При повороте этого рычага, установленного на шлицах разжимного кулака, тормозные колодки с антифрикционными накладками прижимаются к тормозному барабану, затормаживая колеса.

При растормаживании воздух выходит из-под диафрагмы, и под действием пружины она занимает начальное положение.

Читайте также:  2 Дин магнитола в акцент

Воздушные баллоны необходимы для создания запаса сжатого воздуха в тормозной системе. На тракторах Кировец установлены три воздушных баллона общей вместимостью 60 л , два из которых закреплены на топливных баках, а третий — на левой продольной балке передней полурамы. Баллоны снабжены кранами для слива конденсата.

Отличительные особенности тормозной системы трактора К-700. В системе предусмотрен специальный рычаг для автономного управления тормозами прицепов, который используют в сложных дорожных условиях для притормаживания тракторного поезда. Стояночный тормоз — только ленточного типа; установлен на грузовом валу и картере коробки передач. Воздушные баллоны прикреплены снаружи к продольным балкам передней полурамы трактора. Буксирный клапан установлен на левом воздушном баллоне, а предохранительный— на правой продольной балке передней полурамы. На тракторах К-701 и К-700А эти клапаны ввернуты в крестовину, приваренную к уголковой связи передней полурамы трактора.

Принцип действия тормозной системы. Работу системы можно разделить на следующие этапы: 1) расторможенное состояние системы; 2) действие от тормозной педали; 3) действие от тормозного рычага при нажатой кнопке; 4) действие от тормозного рычага при отпущенной кнопке; 5) действие от вентиля стеклоочистителя; 6) действие от разобщительного крана, крана отбора воздуха и буксирного клапана.

Первый этап. При отпущенной тормозной педали тяга 2 (см. рис. 91), верхняя головка и центр рычага 35 тормозного крана находятся в крайнем правом положении. Под действием пружины 8 шток 7 перемещается вместе с седлом 11 вправо, закрывая выпускной клапан 13 и открывая впускной клапан 16 верхней секции прицепа. Нижняя головка рычага 35 перемещает рычаг 32 в крайнее левое положение. Под действием пружины 26 диафрагма 27 и седло 28 перемещаются влево, открывая выпускной клапан 22 и закрывая впускной клапан 21. В результате доступ воздуха к тормозным камерам трактора закрыт, а в магистраль прицепа — открыт, что соответствует расторможенному состоянию машинно-тракторного агрегата.

Поступающий в магистраль прицепа воздух идет на зарядку баллонов прицепа и через золотниковое устройство разобщает баллоны с тормозными камерами прицепа. При снижении давления в магистрали прицепа золотниковое устройство открывает доступ воздуха из баллонов прицепа в тормозные камеры колес прицепа. Подача воздуха пропорциональна снижению давления. При отрыве прицепа воздух полностью поступает в тормозные камеры, и прицеп автоматически затормаживается.

Второй этап. При нажатии на тормозную педаль тяга 2 перемещается влево, и рычаг 35 поворачивается сначала вокруг своей оси, смещая рычаг 32 вправо, а затем вокруг пальца 34, передвигая шток 7 влево из корпуса тормозного крана. При этом седло 28 движется вправо, а седло 11—влево. Под действием пружин 30 и 10 закрываются выпускной 22 и впускной 16 клапаны, а также открываются впускной 21 и выпускной 13 клапаны. Тормозные камеры трактора соединяются с воздушными баллонами, а магистраль прицепов — с окружающей средой. В результате этого трактор и прицеп остановлены. Тормозное усилие, создаваемое сжатым воздухом, пропорционально силе нажатия на педаль, что позволяет водителю управлять процессом торможения и проводить его плавно, без рывков.

Третий этап. При нажатии на кнопку тормозной рычаг отсоединяется от сектора мостика приводов управления и поворачивает концевой рычаг мостика, соединенный через тягу-компенсатор с боковым рычагом тормозного крана. Кулачок 37, установленный на одной оси с боковым рычагом, перемещает шток 7 влево. При этом выпускной клапан 13 открывается, а впускной 16 — закрывается. Воздух выходит из соединительной магистрали, и прицепы тормозятся. Перемещение штока 7 в этом случае не влияет на положение клапанов тракторной секции, и воздух не поступает к тормозным камерам колес трактора.

Четвертый этап отличается от третьего тем, что механический привод одновременно воздействует на стояночный тормоз. Так тормозят машинно-тракторный агрегат на стоянке.

Пятый и шестой этапы. Запас воздуха пневматического привода трактора используют для подсоединения пневмосистем аг-регатируемых машин и для вспомогательных целей (привода стеклоочистителей, обдува сжатым воздухом деталей при техническом обслуживании и текущем ремонте и т. п.).

Техническое обслуживание. При ТО-1 сливают конденсат из воздушных баллонов через кран в их нижней части, проверяют натяжение ремня привода компрессора (см. § 6 главы 2), работу предохранительного клапана и крепление агрегатов.

При ТО-2 проверяют ход штоков тормозных камер, регулируют (при необходимости) стояночный тормоз и смазывают опоры кулаков колесных тормозов. Через 480 мото-ч смазывают подшипники натяжного устройства привода компрессора на двигателе ЯМЗ-238НБ.

При ТО-3 проверяют свободный ход ножного и ручного приводов тормозного крана.

При СТО проверяют работу компрессора, регулятора давления, а также герметичность и прочность воздушных баллонов.

Предохранительный клапан регулируют на давление 0,9. 0,95 МПа вращением торцового винта, при ввинчивании которого давление повышается, при вывинчивании — понижается. Затем проверяют работу клапана вытягиванием его штока. При этом должен возникать характерный звук выходящего воздуха.

Опоры кулаков колесных тормозов и подшипников натяжного устройства привода компрессора смазывают Литолом-24 через масленки до появления его из зазоров.

Свободный ход тяг управления работой тормозного крана проверяют в такой последовательности.

1. Снимают с трактора сиденье водителя, коврики и крышку центрального люка пола кабины.

2. Отсоединяют тяги привода от рычагов тормозного крана.

3. Покачиванием рычагов определяют их свободный ход, который должен быть 1. 2 мм. Значение хода изменяют вращением регулировочных болтов 3 и 6 (см. рис. 91).

4. Соединяют тяги с рычагами тормозного крана.

5. Проверяют свободный ход тяги-компенсатора при перемещении тормозного рычага из положения, когда стопор находится в первой впадине сектора, в положение вперед до упора в планку сбрасывателя. Свободный ход при этом должен быть 0,5. 4 мм. Его регулируют изменением длины тяги-компенсатора.

Работу компрессора и регулятора давления проверяют следующим образом.

Нажимают на тормозную педаль и выпускают воздух из пневматического привода.

Пускают двигатель, устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и включают секундомер.

Заполняют систему воздухом до максимального давления, определяемого визуально по прекращению перемещения стрелки указателя давления воздуха. При нормальной работе компрессора и регулятора давление воздуха поднимается до 0,685. 0,75 МПа не более чем за две минуты.

При необходимости снимают регулятор давления с компрессора, вывертывают нижнюю концевую пробку 13 (см. рис. 90), расконтривают гайку и вращением регулировочной гайки 14 изменяют значение давления, которое увеличивается при завертывании регулировочной гайки и уменьшается — при отвертывании.

Герметичность воздушных баллонов проверяют на слух или с помощью мыльной эмульсии, наносимой на стыки составных частей баллона и на месте соединения баллона с кранами, угольниками и трубопроводами.

Прочность воздушных баллонов проверяют один раз в два года. Для этого их снимают с трактора, тщательно очищают от загрязнения и коррозии, устанавливают на стенд и промывают горячей водой или сжатым паром. Затем баллоны испытывают на прочность, нагнетая в них воду до давления 1,4 МПа. Проверять баллоны на прочность на самодельных приспособлениях запрещено.

Выдержившие проверку баллоны устанавливают на трактор. Соединив воздухопроводы, пускают двигатель и, доведя давление воздуха до 0,75 МПа, проверяют герметичность соединений.

Читайте также:  Салон газ 66 внутри

Текущий ремонт. В процессе эксплуатации трактора возможно возникновение неисправностей в тормозной системе, основные из которых приведены в таблице 22.

Компрессор заменяют в такой последовательности.

1. Поднимают и стопорят крышку капота облицовки.

Ослабляют натяжение и снимают ремень со шкива компрессора.

Отсоединяют от компрессора трубки подвода масла, воздуха и охлаждающей жидкости.

Отсоединяют от компрессора трубки отвода воздуха и охлаждающей жидкости.

Отворачивают накидную гайку крепления трубки подвода воздуха к регулятору давления и снимают трубку.

Снимают с двигателя компрессор в сборе с регулятором давления и шкивом.

Расшплинтовывают и отворачивают с носка коленчатого вала центральную. гайку, снимают шайбу.

Спрессовывают с носка коленчатого вала компрессора шкив в сборе со ступицей и извлекают шпонку. При наличии на новом или отремонтированном компрессоре ступицы вместо п. 7 и 8 необходимо выполнить следующее: отвернув четыре болта, снять шкив и регулировочные прокладки.

9. Отсоединяют от компрессора регулятор давления.

10. Удаляют консервационную бумагу и смазку с нового компрессора и извлекают транспортные заглушки из отверстий. Устанавливают компрессор в последовательности, обратной снятию.

Тормозную камеру заменяют следующим образом.

Устанавливают трактор на смотровую канаву, останавливают двигатель и подводят упоры под колеса.

Отворачивают накидные гайки с трубки подвода воздуха к тормозной камере и снимают трубку.

Расшплинтовывают и извлекают палец, соединяющий вилку штока тормозной камеры с рычагом колесного тормоза.

4. Отвернув две гайки, снимают тормозную камеру с трактора.

5. Вывертывают из крышки тормозной камеры угольник 1-10 (при установке на переднем мосту) или штуцер 1-10 (при установке па заднем мосту).

Новую камеру устанавливают в обратной последовательности.

Диафрагму тормозной камеры заменяют при ее повреждении. Для этого снимают тормозную камеру и разбирают ее в следующем порядке.

Снимают хомут, крышку и диафрагму.

Очищают камеру от пыли и грязи.

Устанавливают тормозную камеру на приспособление, вытягивают шток для сжатия центральной пружины и закрепляют на приспособлении.

Устанавливают новую диафрагму и крышку на корпус, надевают на стык корпуса с крышкой хомут и закрепляют его болтами и гайками.

5, Снимают тормозную камеру с приспособления и устанавливают на трактор.

Тормозной кран заменяют в такой последовательности.

Снимают с трактора сиденье водителя и коврики над крышкой центрального люка кабины.

Вывернув болты, извлекают ограничительную пластину и рукоятку управления валом отбора мощности.

Отворачивают шаровые рукоятки с рычагов управления коробкой передач.

4. Снимают крышку центрального люка пола кабины.

Отсоединяют вилку тяги-компенсатора от бокового рычага тормозного крана.

Отсоединяют тягу тормозной педали от переднего рычага в головке тормозного крана.

Отворачивают накидные гайки и отсоединяют трубопроводы подвода воздуха к тормозным камерам колес и к соединительной головке прицепов.

Отворачивают накидную гайку и отсоединяют U-образную, трубку подвода воздуха к задним крышкам тормозного крана от тройника, ввернутого в тормозной кран.

9. Снимают тормозной кран в сборе.

Вывертывают из тормозного крана три угольника 2—10, тройник и штуцер 1—14 с]- образной трубкой подвода воздуха к секции прицепов тормозного крана.

Удаляют консервационную смазку и бумагу с нового тормозного крана и устанавливают кран на трактор в последовательности, обратной снятию.

Конструкция пневматической системы тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 унифицирована. Отличием является только размещение на тракторах. Пневмокомпрессор (3) [рис. 1] служит источником энергии; к регулирующим и распределяющим устройствам относятся регулятор (20) давления, тормозной комбинированный кран (7), разобщительный кран (8), соединительная головка (9), кран (10) отбора воздуха, вентили (14) и (18) стеклоочистителей, буксирный клапан (1), предохранительный клапан (2); исполнительными механизмами служат тормозные камеры (19), стеклоочистители (13) и (17), а ёмкостями – три воздушных баллона (12).

Рис. 1. Схема пневматической системы тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.

1) – Буксирный клапан;

2) – Предохранительный клапан;

4) – Тормозная педаль;

5) – Рычаг стояночного тормоза;

7) – Тормозной комбинированный кран;

8) – Разобщительный кран;

9) – Соединительная головка;

10) – Кран отбора воздуха;

11) – Сливной кран;

12) – Воздушный баллон;

14) – Вентиль стеклоочистителя;

15) – Указатель давления;

16) – Датчик давления;

18) – Вентиль стеклоочистителя;

19) – Тормозная камера;

20) – Регулятор давления.

Компрессор тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 [рис. 2] – одноступенчатый, двухцилиндровый, поршневого типа. Компрессор смонтирован на двигателе, а его привод осуществляется посредством клиноремённой передачи от шкива вентилятора. Регулятор давления [рис. 3] мембранного типа с клапаном. Он служит для включения компрессора при снижении давления в системе до 5,5 кгс/см 2 (550 кПа) и отключения при давлении более 7 кгс/см 2 (700 кПа). Предохранительный клапан (шарикового типа) срабатывает при давлении 9-9,5 кгс/см 2 (900-950 кПа).

Рис. 2. Компрессор тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.

2) – Коленчатый вал;

6) – Поршневой палец;

7) – Нагнетательный клапан;

8) – Головка цилиндров;

11) – Уплотнительная втулка;

12) – Впускной клапан;

13) – Уплотнительные кольца;

15) – Воздушный канал.

Рис. 3. Регулятор давления тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.

Тормоз трактора К-700 «Кировец» – часть 1

Тормоз. Трактор «Кировец» снабжен ножным колодочным тормозом с пневматическим приводом, действующим на все колеса, и ручным ленточным тормозом, действующим на трансмиссию.

Ножной тормоз состоит из колесных тормозов, тормозной педали, соединенной тягой с рычагом тормозного крана, и системы пневматического привода.

Колесные тормоза (рис. 19) состоят из двух тормозных колодок (4 и 13) с разжимными механизмами, расположенных на опорном диске (суппорте), который прикреплен к кожуху полуоси, и тормозного барабана 6, соединенного со ступицей колеса.

Накладки 5 к тормозным колодкам крепятся винтами и при износе могут быть заменены. Колодки укреплены на эксцентричных осях. Другими концами колодки опираются на разжимной кулак и прижимаются к нему пружинами. На шлицах вала разжимного кулака установлен рычаг, соединенный со штоком тормозной камеры. При торможении воздух отжимает диафрагму вместе со штоком тормозной камеры 2. Перемещаясь, шток поворачивает рычаг 10 и вместе с ним кулак 11, который, раздвигая колодки, прижимает их к тормозному барабану. Рычаг 10 соединен с валом через червячную пару. Вращением червяка за квадратную головку 8 регулируют зазор между колодками и барабанами. От самопроизвольного проворачивания червяк удерживается фиксатором.

Тормозная педаль соединена тягой с рычагом тормозного крана. Нажимая ногой на педаль, открывают кран и, впуская воздух в тормозную систему, производят торможение.

Пневматический привод состоит из компрессора, ресиверов, регулятора давления, тормозного крана, тормозных камер, манометра, предохранительного клапана и воздухопроводов.

Компрессор— двухцилиндровый, одноступенчатый, расположен в развале блока цилиндров двигателя и приводится в движение ремнем от шкива вентилятора.

Рис. 19. Колесный тормоз:
1, 3 — козырьки; 2 — оси тормозных колодок; 4, 13 — тормозные колодки; 5—накладка колодки; 6 — барабан; 7 — кронштейн; 8 — червяк; 9 — тормозная камера; 10 — тормозной рычаг; 11 — разжимной кулак; 12 — пружина

Масло для смазки деталей компрессора поступает из системы смазки двигателя и после их смазки сливается в картер последнего. Охлаждается компрессор жидкостью из системы охлаждения двигателя. Воздух поступает через воздухоочиститель дизеля и нагнетается компрессором через выпускные клапаны в ресиверы.

Читайте также:  На какие машины можно ставить кенгурятник

Как только давление в системе достигнет 7 +0,5 кГ/см2,

плунжеры под давлением поступающего от регулятора давления воздуха поднимутся, откроют впускные клапаны и воздух начнет перекачиваться из одного цилиндра в другой, а подача его в систему прекратится.

Как только давление снизится до 5,5+0,4 кГ/см2, плунжеры

перестают нажимать на клапаны и воздух снова подается в систему.

Регулятор давления (рис. 20) установлен на корпусе компрессора, с пневматической системой соединен через отверстие

1, с атмосферой — через канал 10 и с полностью разгрузочных плунжеров регулирования давления — через канал 14. Корпус регулятора состоит из верхней 3 и нижней 13 частей, между которыми зажата диафрагма. В нижней части находится шток 16, соединенный с диафрагмой и нагруженный пружиной 17. В верхней части имеется двойной клапан 6, нагруженный пружиной 8 и полый толкатель 4 с пружиной 5, опирающийся на верхний конец штока 16.

Рис. 20. Регулятор давления:

При давлении в системе 6,85—7,5 кГ/см2 воздух, поступающий по каналу 2, поднимает диафрагму. При этом шток поднимает толкатель 4, клапан 6 перекрывает отверстие в толкателе и поднимается, благодаря чему сжатый воздух проходит по каналам 11 и 12. Поступая через канал 14 в полости под плунжерами компрессора, воздух поднимает плунжеры и выпускные клапаны компрессора, отключая последний. Проходя по каналу 11, воздух действует одновременно и на шток регулятора, создавая на нем дополнительное усилие.

Как только давление в системе снизится до 5,3—5,9 кГ/см2, пружина 17 опустит шток 16, клапан 6 откроется и через канал толкателя сообщит полость над диафрагмой, соединенную с атмосферой, с полостью над плунжерами компрессора и последний вновь начнет нагнетать воздух в ресиверы.

Воздушные баллоны емкостью 20 л содержат запас сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором. Два из них расположены в левой стороне и один — с правой стороны трактора. В нижней части каждого воздушного баллона имеется кран для слива конденсата. На левом крайнем воздушном баллоне имеется клапан для приема сжатого воздуха от буксира-тягача.

Тормозной кран (рис. 21) установлен под кабиной на правом лонжероне передней полурамы и служит для управления тормозами трактора и прицепа. Кран состоит из двух секций, объединенных в общем корпусе. Верхняя управляет работой тормозов прицепа, а нижняя — трактора. Каждая секция состоит из штока 3 и 19, уравновешивающей пружины 4 и 20, диафрагмы 5 и 17 с закрепленным в центре седлом клапана 7 и 18, зажатой по периферии между корпусом и крышкой и нагруженной пружиной 6 и 16, впускных 9 и 13 и выпускных 11 и 12 клапанов с пружинами 8 и 14, штуцеров, соединенных с

воздушным баллоном, штуцера для соединения с тормозными камерами трактора и штуцера для соединения с разобщительным краном тормозной системы прицепа. Под передней крышкой корпуса крана находятся рычаги 1, 21 и 25 и три регулировочных болта 2, 24 и 26.

Каждая секция состоит из трех полостей. Передние полости А и Г всегда соединены с атмосферой. Средняя полость Д нижней секции соединена с тормозными камерами, а средняя полость Б верхней секции — с разобщительным краном и через него—с распределительным клапаном тормозной системы прицепа.

Задние полости В и Е обеих секций соединены с воздушным баллоном и находятся под постоянным давлением системы.

Когда педаль не нажата, шток 19 нижней секции под действием пружины 16 вместе с диафрагмой 17 отжат вперед; выпускной клапан 12 открыт и средняя полость нижней секции Д,

а, следовательно, и тормозные камеры трактора соединены с атмосферой, и торможения не происходит.

В то же время шток 3 верхней секции под действием пружины 4 прижимается к диафрагме 5 и вместе с нею отжимается назад. В результате выпускной клапан 11 закрывается и средняя полость Б отсоединяется от атмосферы. Через открытый впускной клапан 9 средняя полость Б соединена с задней В, и таким образом магистраль, соединяющая кран с прицепом, находится под давлением, а тормоза прицепа расторможены.

При нажатии на тормозную педаль рычаг 1, действуя на нижний рычаг 21, перемещает шток 19 вместе с диафрагмой 17 и седлом выпускного клапана 18 назад. Выпускной клапан закрывается и отсоединяет среднюю полость Д и тормозные камеры от атмосферы, а через открытый впускной клапан 13 в эту полость и в тормозные камеры поступает сжатый воздух из воздушного баллона и осуществляется торможение. Как только усилие на тормозной педали перестает возрастать, диафрагма 17 под действием сжатого воздуха смещается вперед и позволяет впускному клапану 13 сесть на свое седло 15. Выпускной клапан 12 также остается закрытым, и усилие торможения сохраняется постоянным до тех пор, пока не будет уменьшено или увеличено усилие нажатия на тормозную педаль. Этим обеспечивается следящее действие крана.

Рис. 21. Тормозной кран

Одновременно в верхней секции под действием рычага 1 шток 3 и диафрагма 5 вместе с седлом 7 выпускного клапана 11 сместится вперед и последний откроется, соединяя полость Б с полостью А, т. е. с атмосферой. Впускной же клапан 9 закроется. В результате давление в полости разобщительного крана и магистрали распределительного клапана, управляющего работой тормозов прицепа, упадет до атмосферного и тормоза прицепа начнут торможение. Поскольку шток верхней секции отжимается раньше, тормоза прицепа срабатывают примерно на 0,1 сек. раньше, чем тормоза трактора. Торможение прицепа на стоянке обеспечивается рычагом ручного тормоза трактора, соединенным с механизмом ручного привода тормозов прицепа. Рычажок 25 валика механизма ручного привода может оттягивать шток верхней секции крана вперед, благодаря чему прицеп затормаживается.

Если прицеп при движении оторвался, давление воздуха в его магистрали падает и прицеп автоматически затормаживается.

Тормозные камеры крепятся к кронштейнам ведущих мостов и состоят из корпуса, крышки, зажатой между ними, диафрагмы, штока и возвратной пружины. При поступлении сжатого

воздуха через штуцер в крышке камеры диафрагма отжимает шток, соединенный с рычагом вала разжимного кулака. Последний, поворачиваясь, разжимает колодки и производит торможение. При растормаживании диафрагма возвращается в исходное положение пружиной»

Предохранительный клапан укреплен на правом лонжероне передней полурамы трактора и предохраняет систему от повреждения при неисправном регуляторе давления. Клапан состоит из корпуса, шарика, прижимаемого к седлу пружиной, и регулировочного винта. Клапан должен открываться при давлении в системе 9—9,5 кГ/см2 и выпускать лишний воздух в атмосферу.

Уход за тормозами. При уходе необходимо ежесменно следить за надежностью креплений деталей тормоза и герметичностью всех соединений. После езды по грязной дороге следует промыть тормозные механизмы, сняв разъемные козырьки тормозных барабанов.

Через каждые 240 часов работы смазываются втулки валиков разжимных кулаков и проверяется ход штоков тормозных камер, который должен быть не более 45 мм.

Через каждые 960 часов работы смазывают рычаги разжимных валиков. Нельзя допускать износа накладок тормозных колодок до головок винтов.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector